Музейная коллекция работ о городе первых пятилеток насчитывает более 200 произведений.
Картинная галерея внесла свою лепту в праздничные торжества, приуроченные к Дню металлурга. В выставочном зале открыли экспозицию "Тебе, любимая Магнитка!". В живописных полотнах, графике, скульптурных композициях оживает эпохальная история возведения гиганта чёрной металлургии и строительства города, которую запечатлели мастера разных поколений.
Открытие выставки началось с исполнения гимна города. Пели и гости, и художники. В окружении портретов первых металлургов, графики промышленных пейзажей символично звучали слова: "И пришли на свет костра/ Молодые мастера/ Из далёкой довоенной поры".
Главный хранитель картинной галереи, куратор выставки Марина Абрамова подчеркнула возрастающую ценность музейной коллекции "Художественная летопись Магнитки".
- Собрание насчитывает более 200 произведений живописи, графики и скульптуры, созданных в 30-е и 70-80 годы прошлого века. В экспозиции представлено более 70 работ. Индустриальные пейзажи, виды города, портреты первостроителей и тружеников комбината отражают этапы строительства ММК и легендарной Магнитки, напрямую связанной с эпохой социалистических преобразований.
По заданию партии, стремящейся оставить в мировой истории художественные свидетельства воплощения грандиозной идеи строительства первого в мире социалистического государства, на великие стройки страны отправлялись творческие бригады писателей и художников. С 1929 года в Магнитке работали мастера живописи из Москвы и Ленинграда. Художественной хроникой ушедшей эпохи можно назвать графические листы Николая Аввакумова, Ярослава Титова, Василия Хвостенко, Фёдора Модорова, Бориса Пророкова, Сергея Петрова, Бориса Ефимова, коллектива Кукрыниксы. Репортажи со стройки века воплощались в этюдах, набросках, зарисовках с натуры. Не хватало бумаги - использовали миллиметровку, оборотную сторону афиш и плакатов. Увлечённые великой идеей, художники не только собирали материал для будущих полотен, но и наладили, как бы сейчас сказали, интерактивную связь с героями произведений. Устраивали выставки, оформляли клубы, народные празднества, сотрудничали с газетами, участвовали в субботниках, не гнушаясь работать метлой и лопатой.
Портреты строителей, сталеваров, инженеров, выполненные по канонам соцреализма, объясняют феномен реализации утопической идеи создания страны социального равенства - художественные образы концентрируют мощь, силу, красоту реальных людей. Портреты сталеваров Магнитки, инженера-механика Познанского можно отнести к типичным образам представителей Страны Советов, в которых воплощены высшие проявления духовной и физической красоты человека труда. Член Союза художников России Олег Базылев сравнил графические портреты металлургов с произведениями Эль Греко: "Мощно написано!"
- В этом и заключается ценность произведений, созданных в 30-е годы, - отмечает Марина Филипповна. - Мастера, отображая действительность, передают достоверность окружающего мира, образов, стремятся выразить всемирно-исторический пафос созидания. Работы отличаются документальностью, искренностью и, несмотря на непритязательность и скромность изобразительного языка, остаются бесценными страницами истории Магнитки. Благодаря художникам той поры, мы имеем возможность сквозь призму времени увидеть начало великой стройки, шаг за шагом проследить её этапы, всмотреться в лица первостроителей, почувствовав дыхание эпохи.
Дух созидательного пафоса не заслоняет индивидуальности человека. Лиричен портрет "Бригадира каменщиков Пузанова", выполненный Николаем Аввакумовым. А в работе 1934 года "Осмотр двигателя" Василий Хвостенко нарочито гипертрофированно изобразил механизм, занявший большую часть листа. Рабочий-наладчик теряется на фоне гигантского стального узла. Но и это произведение - вариация гимна советскому труженику - покорителю техники исполинских размеров.
Тематика работ Бориса Пророкова "Клепальщики" и "Домны" позволила мастеру поэкспериментировать в условиях господства соцреализма. В геометрических ритмах прямоугольных сооружений явно прочитывается подражание аналитическому кубизму Пабло Пикассо.
Интересна история появления коллекции исторических произведений в МКГ. Поначалу работы, запечатлевшие стройки социализма, были показаны в 1935 году на выставке "Урало-Кузбасс" в Свердловске. Через год произведения были в Челябинске. Успех экспозиции определил дальнейшую судьбу произведений - они стали основой для создания первой передвижной выставки "Южный Урал в живописи". Маршрут движения охватывал Магнитку, Сатку, Троицк, Златоуст, Кыштым и другие города региона. Многие из работ нынешней экспозиции "Тебе, любимая Магнитка!" были экспонатами передвижной выставки.
В предвоенные годы в Москве и Ленинграде прошли грандиозные выставки "Индустрия социализма", ставшие апофеозом творческих сил и достижений искусства социалистического реализма. В дальнейшем экспонаты распределили между уральскими музеями. Многие произведения 30-х годов, хранившиеся в фондах Свердловской картинной галереи, Художественного фонда дирекции выставок Союза художников СССР, в 1980 году были переданы Магнитогорской картинной галерее. В 1982 году фонды МКГ пополнились двумя произведениями Кукрыниксов, преподнесёнными в дар творческим коллективом художников.
В год 50-летия ММК в картинной галерее состоялась выставка, отражающая многогранную жизнь страны, Магнитки. Большая часть работ также впоследствии была передана картинной галерее.
- В зале выставлены работы художников "второй волны", произведения магнитогорских авторов, - отмечает Марина Абрамова, - Фёдор Разин, Николай Рябов, Михаил Любельский, Константин Черепанов, Александр Аверин и многие другие. И художники, ушедшие из жизни, и ныне здравствующие мастера внесли большой вклад в развитие магнитогорской темы. Их повествование о родном городе отличается особой тёплой интонацией.
"Изюминкой" экспозиции стали книжные иллюстрации в стиле народного лубка "Быль и небыль о Магнитке". Одноимённая книга-сувенир, изданная в прошлом месяце, стала ярким событием культурной жизни города. Авторы иллюстраций, выполненных в технике компьютерной графики, члены Союза художников России Татьяна Лихачева и Александр Мельников. В прошлом году листы "лубочного" повествования были отмечены дипломом I степени в номинации "Графика" на II межрегиональном биеннале современного изобразительного искусства Урала "ЛАБИРИНТ". Книжный вариант представляет хронологическое изложение значимых для города событий, стилизованных под мифы и сказы. Лёгкий юмор, доступная форма изложения позволяют назвать книгу новым брендом города.
Произведения, запечатлевшие хронологию города - от первых палаток и домен до модернизированных цехов и многоэтажек, словно в зеркале отразили историю страны. Мастера живописи и скульптуры поведали потомкам свой рассказ о городе первых пятилеток.