«Южурал-АСКО» вышла на IPO и готовит второй выпуск акций: как на этом заработать

Фото: www.verstov.info
Cегодня в России лишь единицы брендов способны продавать сами себя. Имя страховой компании «Южурал-АСКО», пожалуй, известно каждому, кто владеет какой-либо собственностью и хочет гарантировано уберечься от рисков.

Теперь на этого старейшего игрока с хорошей долей рынка с любопытством смотрят те, кто имеет собственный капитал и способен принимать взвешенные инвестиционные решения. Результаты деятельности «Южурал-АСКО» за последний год выглядят впечатляюще, особенно на фоне ухода с рынка ряда страховых компаний. Рост сборов и прибыли, территориальная экспансия, миллиардное прибавление в портфеле ликвидных активов, партнерский диалог с западными коллегами и смелый выход на биржу через IPO — всё это вывело челябинскую страховую компанию в российский топ-10 по ключевому сегменту страхового рынка — ОСАГО. Стать акционерами «Южурал-АСКО» уже пожелали 800 частных и юридических лиц. Почему вложения в страховую отрасль, вопреки стереотипам, вдохновляют инвесторов? Чего ожидать от нововведений сотрудникам и клиентам? С какими показателями закончила год компания-первопроходец? И как оценивает перспективы предприятия на биржу руководство? Рассказывает генеральный директор «Южурал-АСКО» и ее основатель Аркадий Любавин.

IPO — это первое публичное предложение акций (англ. Initial Public Offering) компании для продажи на бирже. Часто IPO называют первичным размещением ценных бумаг на валютном рынке. При этом акции компании попадают в публичную продажу, и сделки с ними могут осуществляться с участием неограниченного количества лиц. В топе крупнейших российских компаний, выходивших на IPO с начала 2000-х: «Роснефть», «ВТБ», «Русал», «Яндекс» и «Мегафон».

— Аркадий Маркович, в колонках финансистов мы то и дело читаем о том, как некая компания провела IPO, после чего ее основатели стали миллионерами. Так ли выгодна эта схема для руководителей акционерных обществ и ее первых инвесторов? Какие цели преследовали вы, принимая решение о выходе на биржу? И что предшествовало такому решению?

— Вообще проведение IPO, или первой публичной продажи акций, для страховых компаний России — пока диковинка. Мы стали вторыми, а среди региональных компаний страны — первыми представителями страхового рынка на Московской бирже. Челябинская же область до настоящего времени была представлена на этой бирже только шестью крупнейшими предприятиями металлургической и машиностроительной отраслей. Говоря о предыстории, приведу ряд ключевых финансовых показателей, характеризующих нашу деятельность. Прошедший год для «Южурал-АСКО» характеризовался высокой динамикой развития. У нас существенно вырос клиентский портфель и, соответственно, объем собираемых взносов и прибыль. Наглядной иллюстрацией станет сравнение цифр за 2016 и 2017 годы. Самые простые показатели — это собираемые взносы и произведенные выплаты. В прошлом году сборы составляли 6 миллиардов рублей, в этом году — это более 7 миллиардов рублей — мы приросли на 23%. Объем выплат, конечно, тоже вырос, но всего на 10%. Если учесть, что уровень расходов на оплату труда, материалы, аренду, связь и так далее относительно собранных взносов снизился с 32% до 27% (существенно ниже, чем по страховой отрасли в целом), то не удивительно, что интегральный финансовый результат — прибыль составила 580 миллионов — в несколько раз больше, чем в прошлом году.

— Как вам удается добиваться таких темпов развития на фоне кризисных явлений в страховой отрасли?

— Ответ на этот вопрос требует объяснений самого разного рода. Важный движущий фактор — это территориальное развитие. Я имею в виду не бездумное открытие офисов по сотням городов. Наше развитие — это очень аккуратная, грамотная экспансия. Прирост «Южурал-АСКО» дают новые рынки. Большой вклад в итоговый результат 2017 года обеспечила Свердловская область. Нам 28 лет, а мы вышли в Свердловскую область всего три года назад. По итогам 2016 года «Южурал-АСКО» — на 9-м месте по ОСАГО, по итогам первого полугодия 2017 года — на 4-м месте, а по итогам 2017 года — уже на 1-м месте. Причина прироста в применяемой нами бизнес-модели, контроле ситуации и анализе рентабельности.

— А сам по себе рынок услуг автострахования вырос?

— Рынок практически не растет, и ситуация не такая уж оптимистичная. Есть свежие данные по заключенным договорам ОСАГО: по стране это чуть больше 39 миллионов застрахованных автомобилей. Из-за разных сложностей, в частности, из-за экономического кризиса и высокой стоимости полиса, процент автомобилистов, которые ездят без страховки или с фальшивой страховкой, серьезно вырос. Одни не покупают полис, надеясь проскочить, другие платят за подделку, надеясь, что она сработает для ГИБДД, но в случае ДТП — ни от чего не спасёт. В этом смысле, южноуральская полиция проводит грамотную пропаганду, приводя сильные аргументы, которые должны заставить этих людей задуматься. За покупку заведомо подложного документа наступает уголовная ответственность. А при нынешнем законодательстве, если на вас «висит» уголовное преступление, ни вы, ни ваши дети не могут в дальнейшем занимать должности в госструктурах.

В отделении технологии страховой компании "Южурал-АСКО" вырабатывается тарифная политика предприятия, генерирующая решения о новых продуктах.

— Возвращаясь к теме роста и территориальной экспансии. Скажите, куда еще, кроме Свердловской области, пришла и закрепилась компания «Южурал-АСКО»?

— У нас успешно работают филиалы на юге России. Мы открыли офисы в Ростовской области и Краснодарском крае — в самых «токсичных» регионах страхования. Мы сознательно сделали выбор в пользу этих рискованных территорий, используя бизнес-модели, которые позволяют нам эффективно работать в любых условиях. Закрепиться и увеличить объем позволяют не только ОСАГО, но и новые виды страховых продуктов. Один из последних прорывных проектов — это «КАСКО с телематикой», который позволяет при аккуратной манере вождения автомобиля, фиксируемой специальным прибором, получить скидку с платежа до 30%. Новый очень актуальный продукт — добровольное медицинское страхование на базе телемедицины. Он дает возможность нашим клиентам получать лечение дистанционно, не выходя из дома, в ведущих клиниках Москвы, Санкт-Петербурга и Европы. Да, у нас сегодня 50% рынка ОСГАО по Челябинской области, поэтому все говорят только об этом нашем профиле, но это лишь часть всего, что мы делаем.

«Токсичным» страховщики называют тот или иной регион из-за высокой убыточности по выплатам компенсаций, в частности из-за активных действий мошенников и злоупотребления правом так называемых «серых автоюристов».

— Помимо роста географии и объема взносов, есть еще цифры, которые дают вам поводы для гордости?

— Важный показатель для инвесторов, с точки зрения надежности компании, это высоколиквидные активы. На конец 2016 года у «Южурал-АСКО» было 2,5 миллиарда таких активов, а на конец 2017 года — это цифра выросла до 3,7 миллиардов. То есть у нас высоколиквидные активы увеличились на треть. Что такое высоколиквидный актив в страховой отрасли? Это то, что можно легко и быстро продать. Речь идет о средствах на депозитных счетах, об акциях, облигациях первого уровня на бирже. Есть и такие показательные цифры. У нас сегодня порядка 1 миллиона 300 тысяч клиентов. Если с ними что-то случается, они звонят в круглосуточный контакт-центр. В 2017 году мы заключили 1 миллион 800 тысяч договоров, урегулировали около 80 тысяч страховых случаев.

— Вы говорите, что основная доля договоров — это автострахование?

— «Южурал-АСКО» существует с 1990 года. Мы стартовали как универсальная компания, и до сих пор себя таковой и считаем. У нас очень серьезный портфель услуг. Да, у нас львиная доля взносов приходится на автострахование — ОСАГО и КАСКО. Портфель по КАСКО — почти 15 тысяч договоров, по ОСАГО — на конец прошлого года более одного миллиона ста тысяч действующих договоров. В прошлом году у нас была доля рынка российского ОСАГО 2,1%. Мы занимали 11-е место в рейтинге страховых компаний страны, а сейчас попали в десятку. Но в нашем портфеле более 40 тысяч договоров страхования имущества, более 100 тысяч договоров страхования от несчастного случая, 290 тысяч договоров по программе «Антиклещ», по которым с учетом семейных и коллективных договоров застраховано 327 тысяч человек. Я уже неоднократно шутил по этому поводу, что в регионе нет столько клещей, сколько зарегистрировано договоров. У нас страхуются грузы, развивается медицинское страхование. Мы — многопрофильная компания.

— Выходит, вы не уступаете федеральным компаниям?

— Деление страховщиков на региональных и федеральных в некотором роде условно. Вот мы сегодня представлены в 17 областях страны и при этом считаемся южноуральской компанией. Что тогда такое федеральная компания? Я считаю, что это та, которая работает более чем в 50% регионов РФ. Есть целый ряд «федеральных» по такому определению компаний, которые мы обгоняем по числу договоров ОСАГО. Наши доли рынка, с точки зрения эффективности бизнеса, очень показательны.

— При этом на нашем рынке наблюдается очень тревожный тренд — серьезное сокращение страховых компаний в регионах. Многие небольшие компании уходят одна за другой. Я абсолютно убежден, и не только я, что страховой бизнес сегодня — самый сложный в России, требующий от каждой компании в отдельности гибкости, а от всех вместе — консолидации.

— Вы говорите о консолидации. Есть компании, которые могут для вас служить примером в чем-то? Делитесь ли вы с коллегами своими фишками? Как кооперируетесь?

— В 1992 году, практически сразу после открытия нашей компании, я был в Америке, посетил кучу страховых компаний и агентств, чтобы изучить опыт Запада. В 1993 году я был в Германии и Израиле с той же целью. Мы проводим слет в Париже и изучаем опыт там. Я возглавляю Союз региональных страховщиков «Урало-Сибирское соглашение», два раза в год у нас проходит сессия, где каждая компания делится тем, что произошло за последние полгода по страховым продуктам, по продажам, по урегулированию убытков, по маркетингу, по IT-работе. Но они со мной, я с ними, а вместе мы друг с другом. Именно поэтому мы соперничаем с «федералами» и спокойно себя чувствуем. Мы впереди, мы более гибкие. Постоянный обмен наработками позволяет нам рыночно конкурировать, расти вширь и вглубь. Сегодня мы идем в Омскую и Новосибирскую область, развиваемся в южном регионе. Открылись в Краснодаре и Сочи, а теперь запускаем офисы в Новороссийске и Геленджике. Открылись в Ростове, а сейчас открываемся в Шахтах, Армавире и Таганроге. Такова наша политика — шагать по малым городам.

— И все-таки, зачем «Южурал-АСКО» было становиться акционерным обществом? IPO — зачем?

— Причина проста. Мы очень быстро росли, быстро росли взносы. За последние годы это было так: 1,2 миллиарда, 1,9 миллиарда, 3,5 миллиарда, 5,2 миллиарда, 5,9 миллиарда и вот сейчас 7,3 миллиарда. Существуют нормативы ЦБ РФ для страховых компаний , которые говорят: вы должны при росте взносов обеспечивать рост капитала — грубо говоря, это 16%. Вы можете обеспечивать рост за счет прибыли, которая у вас образуется. Но наша отрасль сложная, и получить прибыль, особенно в последние годы, весьма непросто. Чтобы расти дальше, мы обсудили ситуацию, оценили факторы, которые сыграют нам на руку, — наш опыт, рыночное положение, динамику развития — и посчитали, что можем быть интересны инвесторам. Первое — мы перешли из ООО в ОАО. Второе — предложили сотрудникам купить акции.

— Какой была реакция сотрудников?

— В 2016 году мы предоставили возможность сотрудникам компании купить акции по номиналу 1 рубль в пределах месячного заработка. 359 человек в разных объемах совершили покупку. В общей сложности было продано акций на сумму 12 миллионов рублей. Причем специалисты мне сказали тогда, что вы сделали-то? Вы что акции по рублю-то отдали? Ведь их тут же продадут в несколько раз дороже. Но это была наша принципиальная позиция. Мы считаем, что наши сотрудники долгие годы работают в компании, внесли колоссальный вклад в наше развитие и заслужили эту преференцию. С учетом сроков покупки получилось порядка 11% годовых в виде дивидендов, что выше средних процентов по депозитам в банках. Дальше, в июле 2017 года, старт продаж на бирже. Цена доходила аж до 13 рублей, потом опускалась, но не ниже уровня 7 рублей. Мне было очень приятно, что в этом момент 80% наших сотрудников даже при такой разнице в цене не продавали акции, очевидно веря в будущее компании и дальнейший рост акций. Сейчас активы акционеров вполне ликвидны, и любой желающий может выставить их на биржу по рыночной цене. Что мы решили далее? Когда в августе-сентябре цена акций превышала 8 рублей, мы решили, что следующий этап — предоставление преференций нашим клиентам. И за полтора месяца было реализовано одним из держателей пакета акций 10 миллионов акций по цене 7 рублей. Наша стратегическая задача — провести весной этого года SPO (англ. Secondary Public Offering), разумеется, без отдачи контрольного пакета акций.

— Существует ли финансовый потолок — сколько средств вы хотите привлечь, и какой это даст накопительный эффект для развития?

— У нас сегодня 798 акционеров. Они представлены в 58 регионах страны. И это реальность. Мы обсуждали перспективы компании на Наблюдательном совете. Мы хотим собрать сумму, которая обеспечит уровень капитала для дальнейшего развития предприятия на ближайшие 7–10 лет. Многие говорят, а зачем вы сейчас-то выходите на биржу, когда у вас и без того успешный год. Да, сегодня итоги года оптимистичные. Но мы не собираемся ограничивать наши возможности. Нам нужно, чтобы у нас фактический капитал настолько превышал нормативы, чтобы рейтинговые агентства с учетом этого запаса давали нам высшие рейтинги для обеспечения повышенной надежности. Чтобы это был еще один плюсик в конкурентной борьбе, чтобы мы могли демонстрировать динамику роста. В конце 2017 года мы провели «разведку». В ближайшее время мы точно будем открывать филиал в Москве. С высокой вероятностью мы открываемся в Тюменской области. «Южурал-АСКО» постоянно наращивает спектр страховых услуг, новые программы появляются практически ежемесячно. А в нынешних условиях, когда в связи с выходом на Московскую биржу компания становится еще более финансово прозрачной, сотрудничество с нами становится привлекательным и выгодным. Мы уверены, что курс акций будет расти, а прибыль позволит выплачивать достойные дивиденды.

 
По теме
 
Не выжили на рынке. В Магнитогорске закрылась страховая компания, которая выдавала ОСАГО - Магнитогорский Рабочий     Фото: Динара ВОРОНЦОВА Магнитогорск. Страховая компания «Южуралжасо», филиал которой был и в Магнитогорске, не смогла подтвердить платежеспособность.
05.02.2018
 
 
Россиянам намерены сохранить досрочный выход на пенсию - Телекомпания ОТВ Продолжается прием изменений в пенсионный законопроект от регионов. С изменением пенсионного законодательства, которое сейчас рассматривают в Госдуме, может измениться и стаж для досрочного выхода на пенсию.
21.08.2018
 
Очевидцев ДТП, произошедших: -  25 февраля 2018 года на 24 км. автодороги Челябинск-Троицк наезд на пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе автомобилем ЛАДА ЛАРГУС; - 23 февраля 2018 года,
21.08.2018 Копейский рабочий
В злополучной многоэтажке, где это случилось, побывал наш корреспондент Валентина ВАГАНОВА В челябинской девятиэтажке на Проспекте Победы, 322 сейчас идет капремонт и во всех подъездах меняют лифты.
21.08.2018 КП Челябинск
В сентябре в Челябинской картинной галерее откроется выставка картины, известной сегодня под названием «Тагильская Мадонна».
21.08.2018 Южноуральская панорама
«Чтобы понять картину, попробуй написать её с чистого листа.» Этот мудрый совет ценителей живописи применителен к оценке сущности любой творческой личности: «Чтобы понять человека,
19.08.2018 Красный уралец
  С 24 августа по 6 сентября 2018 года в рамках программы «Шахматы в музеях» в Сатке будут проходить Суперфиналы 71 чемпионата России среди мужчин и 68 чемпионата России среди женщин.
21.08.2018 Саткинский рабочий
Редакция "ММ" разыграла два абонемента на предстоящий хоккейный сезон. Конкурс хоккейных эрудитов, объявленный нашей газетой на прошлой неделе, вызвал настоящий шквал активности читателей "ММ".
20.08.2018 Магнитогорский металл