Большую часть жизни он посвятил телевидению, но первой его любовью была фотография.
Шесть лет назад ушёл из жизни главный режиссёр телекомпании "ТВ-ИН" Юрий Бакуров. Его телевизионная карьера развивалась на глазах у тысяч магнитогорцев, а бакуровские проекты неизменно пользовались зрительской любовью и входили в число "теледолгожителей", что случается нечасто. Но сегодня мало кто помнит, что творческая история Юрия Бакурова началась с увлечения фотографией.
Причём Бакуров-фотограф был не менее успешным, чем Бакуров-режиссёр, а его работы печатали в самых авторитетных журналах того времени.
- Однажды армейский друг попросил Юрия Михайловича выступить в роли фотографа на свадьбе, - вспоминает дочь Бакурова Елена Самойлова. - Папа отказывался, мотивируя тем, что никогда прежде не держал фотокамеру в руках. Но после долгих уговоров согласился. Первая в его жизни фотосессия оказалась удачной. Особенно восхитила молодожёнов фотография тёщи с салатником в руках. Столько в ней было света, веселья, что один из гостей воскликнул: "Юрка, а ведь ты настоящий фотограф!" С этого всё и началось.
Интерес к фотографии оказался столь сильным, что вскоре квартиру заполнили фотоаппараты, объективы и прочая фотографическая техника. На протяжении многих лет Бакуров никогда не выходил из дома без своего кофра. Фотоаппарат стал его постоянным спутником, его продолжением. Это был его способ общения с городом - через объектив. Сегодня это направление назвали бы уличной или репортажной фотографией. А тогда начинающий фотограф Бакуров просто шёл по улицам родного Магнитогорска и подмечал необычное в самых обыденных, казалось бы, ситуациях. Наблюдение за людьми позволяло ощутить красоту момента и ритм окружающего мира.
И даже спустя три десятилетия сделанные им снимки по-прежнему живые.
Эти фотографии позволяют почувствовать тепло летнего дня, запах дождя, настроение людей, спешащих домой после тяжёлой смены, ледяную свежесть первой капели...
- Юрий Михайлович был абсолютным документалистом в своём умении увидеть, выхватить, запечатлеть, - считает Елена Самойлова. - Он снимал без постановки, наигранности, искусственности. Вся его документалистика очень корректна. Она искренняя, добрая. Будь то мальчишка с синяком под глазом, спешащая куда-то женщина с бидонами или горожанин со стиральной машиной на спине… В его работах нет никакой чернухи, нет высокомерия. Они просты и понятны.
Специалисты утверждают: фотография - своего рода посредник между жизнью и человеком. Насколько она искренна, зависит от внутренней честности фотографа, от его совестливости. Сама по себе фотография не склонна к философии и размышлению над жизнью, этим занимается за неё автор, этим наделяет её зритель. Чёрно-белая фотография, с которой начинал Бакуров, позволяла выделить главное, уводя второстепенное в тень, а её суровый колорит психологически порой действовал на зрителя сильнее цвета.
- Трудно выделить какие-то фотографии, потому что они все - любимые, - признаётся Елена Юрьевна.- Как можно не любить серию зарисовок, сделанных в цехах ММК, или уличные фото? Пожалуй, особняком стоят мамины портреты. Родители были знакомы с восьмого класса, и на протяжении всей жизни мама оставалась для папы музой. Люди, знавшие их близко, говорили, что это была космическая любовь.
Со временем Юрий Бакуров организовал фотокружок, где обучал мальчишек и девчонок премудростям фотографического искусства. Обучал, не повышая голоса. Он вообще был противником повышенных тонов. Учил снимать не глазами и даже не головой - душой! Позднее этот принцип он перенесёт в телевизионное творчество. Любовь к фотографии Бакуров пытался привить и своим дочерям. Старшая Елена даже получила соответствующее образование.
- Был период, когда Юрий Михайлович работал фотографом на обувной фабрике, создавал первые каталоги продукции, - рассказывает Елена Самойлова.- Самое удивительное, что он никогда не учился фотографии, у него было врождённое чувство прекрасного. Его снимки выполнены на очень высоком уровне. Их печатали в журналах "Советское фото" и "Чешское фото". Всё детство я листала эти издания, с гордостью отмечая папины работы. Кстати, Юрий Михайлович очень любил книги о великих фотографах и режиссёрах, прочитывал от корки до корки с карандашом в руке. Такое вот самообразование.
В 90-е годы в жизнь Юрия Бакурова вошло телевидение. Он стал одним из первых сотрудников студии "ТВ-Информ" - будущей телекомпании "ТВ-ИН". Но способ общения с миром остался прежним - через объектив, правда, уже не фото-, а телекамеры. Вслед за отцом на телевидение пришла и Елена, освоив профессию телережиссёра.
- Юрий Михайлович был и остаётся для меня эталоном, вдохновителем, мерилом, - говорит Елена Самойлова. - Всегда помню, что я - дочь Бакурова и мне нельзя подвести его. Он умел точно дать оценку происходящему, тому или иному проекту, передаче. Я могла с ним не согласиться, но понимала, что он прав.
Юрий Бакуров запомнился современникам как романтик и эстет. В нём чувствовались порода, внутреннее благородство. Несмотря на талант и успешность, он никогда не грешил самолюбованием, оставаясь для друзей, коллег и учеников просто хорошим человеком. Художником, в совершенстве владевшим языком фото- и телеискусства.