В Магнитогорской картинной галерее с аншлагом открылась одноимённая выставка Андрея Городисского.
Авторитетный адвокат с мировым именем, бывший член совета директоров ПАО "ММК", Андрей Городисский в последние годы громко заявил о себе как о фотографе.
В новой ипостаси он стал лауреатом международных фотоконкурсов "Золотой дельфин" и "Золотая черепаха". Но профессионалом себя не называет - напротив, скромно улыбается: "Мои работы - лишь субъективный взгляд на мир, который имеет всего две области обитания живой материи: над уровнем моря и под ним - и эти совершенно разные миры пытаюсь передать своим фотообъективом".
Этот взгляд был оценён зрителями десяти персональных фотовыставок Андрея Михайловича - правда, до этого проходили они только в Москве. Теперь погрузиться в неведомый для абсолютного большинства землян мир есть возможность и у магнитогорцев. Магнитогорск стал первым из периферийных городов, устроивших выставку Андрея Городисского "Уровень моря" (6+).
- Андрей Михайлович, первое погружение под воду, насколько знаю, спровоцировала усталость от пляжного отдыха?
- Совершенно верно, было это на Сардинии, где с сыном взяли урок дайвинга. Впечатление было фантастическим: игра лучей в толще воды, заросли водорослей. Потом в Эйлате впервые увидел кораллы Красного моря. Надо сказать, в той части они миниатюрные, но мне тогда показались настоящими дворцами. Захотел показать то, что увидел, жене и дочери, побежал в первый же ларёк купить самую дешёвую мыльницу. А через год погружался под воду уже с самой передовой профессиональной аппаратурой.
- В чём особенность наземного фото, знают все. А подводного?
- Прежде всего, подводный фотограф должен быть классным пловцом, хорошо умеющим владеть телом, техникой. Надо знать, каким образом происходит светопись под водой: на то, чтобы сделать кадр в ярком цвете, у вас есть полтора, максимум два метра - на столько бьёт самый мощный фонарь под водой. Это значит, надо максимально приблизиться к объекту съёмки, а многие подводные жители не очень этого желают. Следовательно, необходимо знать повадки обитателей подводного мира и уметь с ними находить контакт.
- Стив Ирвинг так умел находить контакт, что целовал крокодилов, однако погиб от удара ската.
- (Вздыхает). Фото - азартное дело, когда входишь в раж, все вопросы риска уходят на второй план, главное - выполнить задачу.
- Это говорит адвокат, профессия которого предполагает наличие выдержки и отсутствие эмоций?
- Как раз выдержка адвоката здорово помогает под водой. Главный навык подводного пловца - полный самоконтроль, ведь в основном смерть под водой происходит из-за паники. Возникшая проблема - к примеру, вышло из строя оборудование, приводит к паническому состоянию, а у вас всего полторы минуты, чтобы выбраться на поверхность - больше человек без воздуха не выдержит. Плюс фотоаппаратура, которая на земле весит почти 15 килограммов, под водой - минус два-три, но там довольно сильная парусность. Как умудряюсь быть мобильным? Техника плаванья и мышечной энергии, при этом надо ещё экономить воздух: чем больше мы двигаемся, тратим энергии, тем больше выхлёбываем воздуха, а воздуха ровно столько, сколько вмещает баллон: в среднем в тропическом море на глубине 20 метров - на час.
- Понимаю, что встречи с обитателями моря случайны, но тем не менее: погружаясь, снимаете всё, что видите, а потом отбираете наиболее интересные кадры, или спускаетесь конкретно за кем-то и выжидаете именно его?
- Скажу больше: из Москвы специально в нужное время на нужном судне с нужными людьми планирую поездку за год, для того чтобы увидеть того или иного жителя глубин. В каждую точку планеты едем не просто так, а специально за тем, чтобы снять что-то именно в то время, когда статистически в природе наиболее вероятно это увидеть. И готовим всё так, чтобы местные силы - инструкторы, операторы, и это очень важная составляющая экспедиции, были высокопрофессиональными людьми. Длительность поездки зависит от её дальности и сложности логистики, к примеру, в Антарктиду поездка длилась три недели.
- Если, простите за шутку, акула обещала, но не пришла?
- Это будет очень обидно, деньги на ветер и кусочек жизни впустую. Конечно будем ждать всю поездку, но если не сложилось - и такое бывало, едем печальными домой, и в последний вечер все прелести и витиеватости русского языка в нашей компании присутствуют в полной мере.
- Тигровую акулу вы снимали в клетке?
- Нет. Более того, она меня в тот момент атаковала. Вообще-то тигровые акулы очень агрессивные. Есть только одно место на земле - Тайгер-бич на одном из Багамских островов, где тигровые акулы добрые. Думаю, это связано с тем, что они сыты, и с тем, что тёплая вода, а их обычная среда обитания - холодные воды, где они могут охотиться. Для меня, как для фотографа, важен факт: из десятилетия в десятилетие, по наблюдениям американских учёных, в определённое время в местечке Тайгер-бич тигровые акулы ведут себя весьма "корпоративно".
- Неужели было совсем не страшно?
- Страшно буквально до потери сна бывает в Москве, когда планирую поездки. Опыт погружения и общения с подводными обитателями накоплен большой, и сознание рисует красочные реалистичные картины того, что может с тобой произойти - повторяю, буквально до потери сна. Но как только оказываешься на корабле, всё забывается: есть цель, оборудование, рядом заряженные на цель ребята, драйв.
И на акулу смотришь совершенно спокойно. Пока она на меня не "пошла", я и не понял, что будет атака. Нас, разумеется, инструктировали, если акула идёт на тебя, смотрит на тебя и проходит некую условную красную черту, значит, она не собирается тебя огибать и вероятность атаки очень высока. Ни в коем случае нельзя бить её в рыло, поскольку в этом случае она обязательно откроет пасть, и под водой она всегда будет быстрее. Нужно спокойно взять её за макушку и прижать к песку.
И вот огромная, метров пять, акула надвигается на меня, я снимаю и понимаю, что будет атака.
Откладываю аппарат и утыкаю её голову в песок. В этот момент инструктор - это к тому, насколько нужна и важна профессиональная команда поддержки - кинулся "заводить" ей хвост, чтобы вынудить меня обойти, а не упереться в меня, ибо сразу сработает инстинкт атаки, даже если она не голодна. Мой друг всё это снимал, так что, если захотите, увидите всё на моём ютуб-канале, у меня всё задокументировано (смеётся).
- Вы понимаете, что, когда мы напечатаем этот рассказ, о нём узнает ваша жена?
- А я и так знаю, - смеётся не замеченная ранее миниатюрная брюнетка в очках, супруга Андрея - Елена Городисская. - Переживаю за мужа жутко, но побороть его тягу просто невозможно. Кстати, именно после встречи с акулой он первый и единственный раз за все семнадцать лет позвонил мне и сказал: "Всё хорошо, кажется, я выжил".
- Самая дорогая вам серия - "Сеноты майя".
- Да. Достаточно сказать, что в одно и то же место два раза никогда не езжу: не получилось - надо ехать куда-то ещё. В сенотах майя я был уже пять раз и буду шестой. Подводные пещеры полуострова Юкатан - по-моему, самое сюрреалистическое место на свете. Огромная сеть пресноводных пещер, изученная сейчас, может, только на 10-20 процентов. Учёные говорят, что появление их связано не только со структурой почвы, но и с ударом метеорита, который сотни миллионов лет назад упал на землю, и эпицентром как раз стал полуостров Юкатан. Так или иначе, это гигантская сеть пресноводных пещер, где самым витиеватым, креативным образом природа создала сталактиты и сталагмиты. Причём создавала она их сотни тысяч или даже миллионы лет назад, когда они были сухими - ибо сталактиты растут не в воде, а в сухих пещерах, с которых стекает вода, а сейчас они заполнены пресной водой.
Когда туда опускаешься, при свете фонаря полное ощущение, что плывёшь по Марсу или в космическом пространстве. Идеальная прозрачность, вокруг гигантские своды, усеянные сталактитами, там свету просто неоткуда попасть, и в свете фонаря это выглядит невероятно романтично. (Указывает на фото) Видите, в центре сталактита едва заметная линия? Это как раз уровень воды и потолка пещеры. Следовательно, снизу от него - сам сталактит, а сверху - его зеркальное отражение на поверхности воды, как в чёрном зеркале, но у вас в проекции это отображается не под углом, а единым целым. На фото рядом, видите, изображение вверху витиевато - это турбулентность, волнение воды. Так вот свет, попадая на сталактиты, освещает их и отражение, но сам в чёрном зеркале исчезает, не отражаясь нигде. Вот "Колокола ада" - сложная пещера, дайверы погружаются в неё только на 30-35 метров, дальше она уходит вглубь, может, ещё на сотни метров, этого никто не знает, потому что дальше идут серьёзные серные облака. Здесь в силу каких-то причин, которые, возможно, знают учёные, но мне приятнее думать романтически: это так на этом свете, сталактиты раскрываются как колокола. Вся пещера увешана колоколами. И вот снимок, который пока единственный в мире: вися в подводной невесомости, без единой опоры глазом на какой-либо предмет, потому что это полная темнота, только свет фонарей, сделал панораму из семи кадров - чтобы вы примерно представляли, как это выглядит. Именно сюда собираюсь шестой раз - поработать с освещением и другим объективом, чтобы колокола были ближе и фактурнее.
- И всё же фотографы скажут: 99 процентов успеха - эксклюзивность места и возможность туда приехать. А ты, мол, сними обычную ромашку так, чтобы все ахнули.
- (Улыбается). В ответ скажу: попробуй и ты, старик, поныряй!