"Терновый венец" коммунальщиков

Своих прав жильцы не знают, а обязанности - не выполняют.

Всегда ли мы правы, навешивая всех собак за растущие тарифы на услуги ЖКХ и бытовую неустроенность, на "алчных и зловредных" работников коммуналки, которые якобы только и думают денно и нощно, как поглубже залезть в наши карманы?

Беседуя с магнитогорцами на тему жилищно-коммунальных услуг и платежей, читая письма в газету с обидой на наших жилищников и коммунальщиков, на чиновников ЖКХ, о вопиющей несправедливости, о складывающихся на этом самом массовом и болезненном рынке взаимоотношениях, все больше убеждаюсь в совершенной безграмотности подавляющего большинства собственников и нанимателей жилья в отношении своих прав и обязанностей. Которые, к слову, прописаны в довольно несовершенном российском законодательстве.

Как появляется в редакционной почте письмо на тему жилищно-коммунальных отношений, к гадалке не ходи, будет оно ругательным, с целым набором фактов равнодушия, самоуправства, наплевательского отношения к своим обязанностям, начиная с дворника и заканчивая руководителями города и ЖКХ самого высокого ранга. Недавно пришло исключительное из этого многолетнего длинного ряда благодарственное письмо с просьбой обнародовать добрые дела одного из домоуправлений, в лучах заботы которого якобы давно уже купаются жители подведомственного ему участка. В центре аргументов "ветерана труда Иванова", настаивающего на публичном рассказе об опыте работников этого домоуправления в частности и управляющей компании вообще, прекрасно проведенные в этом году ремонты нескольких подъездов.

Решили коротким сообщением не ограничиваться, а побеседовать с другими жильцами ряда домов, от имени которых автор просил передать благодарность дружному и трудолюбивому коллективу, который под руководством - приведены фамилии домоуправа, техников и мастеров - достойно несет свою нелегкую вахту по обслуживанию населения и жилого фонда. И что же? Восторги своего соседа полностью дезавуировали более десятка жильцов, дружно сказав веское "фи!" по поводу "заботы" коммунальщиков и управляющей компании. Что касается ремонта подъездов, так он запоздал то ли на три, то ли на четыре года и был проведен после многочисленных жалоб людей и тогда, когда заикаться "о заботе", уклончиво отвечать на то, куда идут немалые деньги на содержание территории и жилого фонда, ремонты и обслуживание, коммунальщикам стало уж вообще неприличным.

Всеобщее недовольство объяснимо. В ходе приватизации государство "бесплатно" передало основную часть полуразрушенного жилого фонда новым собственникам с "правом" его содержания, поддержания в нормальном состоянии и ремонта, что требует громадных затрат. От замены кровли, сгнивших трубопроводов до лифтового оборудования. С критическим износом была выпущена в "свободное плавание" и коммунальная сфера - водоснабжение и канализация, теплофикация, чьи сети с износом до 70-80 процентов требуют уже не ремонта, а замены и модернизации, а значит, многомиллионных затрат. Отсюда - закономерная "вилка": недостаточное, а то и скверное предоставление услуг и постоянный рост тарифов.

Совершенно не призываю "войти в положение", водрузить терновый венец на "страдающую" жилищно-коммунальную сферу, тем более, оправдать все к ней, в большинстве своем справедливые, претензии объективными причинами. Сказанное выше - исключительно для понимания обстоятельств, в которых и мы, потребители жилищно-коммунальных услуг, и все работники доставшегося всем нам в наследство от прежних времен ЖКХ, вынуждены сосуществовать.

Безусловно, сменившие вывески, преобразованные в частные компании бывшие муниципальные организации, ныне ООО, ОАО - управляющие нашими многоквартирными домами, а также ТСЖ, во многих из которых власть узурпировали ушлые управленцы, воспользовавшиеся прорехами в законодательстве и инертностью собственников жилья, нередко тянут одеяло на себя. Прискорбно: в сфере жилищно-коммунальных услуг вместо прозрачных отношений в большинстве случаев взбалтывается такая муть, в которой только ленивый не попробует с весомым для себя результатом половить рыбку. Неудивительно, но большинство судебных исков жильцов решаются в пользу коммунальщиков: правовая безграмотность, неподготовленность проигрывает тщательному юридическому "прикрытию", приправленному соусом правового нигилизма, выдаваемому за букву закона.

Единственная возможность добиться разумного паритета в этих непростых отношениях - их ясность, прозрачность. Что, впрочем, пусть и не совсем внятно, прописано в законодательстве. Видимо, нужны дополнительные "указания" самых высоких властных структур. А с другой стороны - правовой "ликбез" населения, организованность и неравнодушие. Потому, как правильно учили "основоположники", только "идея, овладевшая массами, становится реальной силой".

Вот, к примеру, хрестоматийный пример с водомерами, точнее, с корректировкой их показаний в соответствии с показаниями общедомового водомера. Люди недоумевают и возмущаются. Но ведь и ежу понятно, что, при отсутствии утечек в подвалах, это - следствие "вольного" использования воды в тех квартирах, где водомеров нет, и особенно там, где вместо одного-двух прописанных проживает целый цыганский табор. Все знают, но все молчат. А оказывается, достаточно призвать участкового, работника домоуправления, пару жильцов и составить акт, а на его основании внести в платежку за горячую, холодную воду и канализацию соответствующие коррективы и предъявить счет владельцу квартиры. А собственников жилья, сдающих квартиру на "сутки" и "ночь", таким же способом можно обязать установить индивидуальные приборы учета.

Отстаивать свои права можно только в правовом поле. Но не как предлагают некоторые читатели, позицию которых можно обозначить фразой: "Если вы так, то я платить не буду и других к этому призываю". А ты докажи, что противная сторона своих обязательств не выполнила, заплати, а затем потребуй сатисфакции. Иначе управляющая компания докажет обратное, запустит "счетчик" в виде пени, повесит на тебя долг. И будет права. Уверен, не прав наш читатель, который заменил окна на пластиковые и требует от управляющей компании, чтобы она восстановила ему откосы с наружной стороны, дескать, я отчисляю деньги на капитальный ремонт дома и вы обязаны. Иначе - фиг вам плата за текущий и капитальный ремонт дома. А по установленному порядку нарушенные откосы по инициативе собственника жилья следует восстановить ему, Ивану Ивановичу, - для этого нужно было внести строку в договоре с "оконной" компанией. Правда, это довольно дорого, поскольку часто связано с привлечением дорогостоящих подъемных механизмов. Так что придется подождать до очередного ремонта фасада здания, и еще хорошо, если УК не предъявит Ивану Ивановичу дополнительный счет за нанесенный урон совместной общей собственности.

Еще один "смешной" отказ оплачивать услуги по теплоснабжению в полном объеме на том основании, что радиаторы отопления замурованы в стенах и вообще установлены только в комнатах, а "подсобные помещения" не отапливаются. А за отопление высчитывают со всей общей площади квартиры.

Другой "борец" за социальную справедливость посчитал с помощью внука-семиклассника, что два "куба" мусора в год на одного человека - цифра за вывоз ТБО несправедливая. Перевели в старорусскую меру - в ведра - и даже в английские пинты. Правда, не учитывая, что "ведро" - это чуть больше 12 кубических дециметров, а пинты бывают "сухими", "жидкостными" и просто английскими, а посему дилетантские расчеты с помощью внука обернулись в завышении "несправедливого" результата более чем вдвое.

Требуют наши читатели справедливого взимания платы за отопление. Конечно, в идеале - индивидуальные счетчики потребляемых гигакалорий. Повысилась за окном температура - прикрутил кран. Залютовала погода - добавь сколько нужно. И вообще, нелишне иметь систему климат-контроля, что в наших условиях совершенная фантастика. Хотя я бывал в таких домах. Но в наших домах, тем более сработанных в прошлом веке, это осуществить невозможно без капитальной замены всей отопительной системы. Кстати, в одном небольшом ТСЖ, в отдельно взятом доме, установили тепловой счетчик, стали регулировать подачу тепла в соответствии с температурой наружного воздуха, сэкономили чуть ли не вдвое с предъявленными Теплофикацией суммами и попытались оплатить потребление тепловой энергии по факту. Но дело дошло до суда, поставщик тепловых ресурсов уперся в свое право взыскивать за отопление по "социальным нормам", установленным тарифным органом.

Наши читатели справедливо ссылаются на руководителей страны, требующих неуклонного соблюдения понятного житейского правила: оплачивать должны исключительно те товары и услуги, которые реально предоставлены. Но, с другой стороны, предоставленные услуги должны быть оплачены их потребителями - в соответствии с количеством и качеством. Как в магазине, торговом центре, на рынке. Где, не секрет, нередко тоже норовят обвесить, обсчитать, подсунуть второсортный или негодный товар. И где невзыскательного, равнодушного или просто рассеянного покупателя, извините за выражение, считают за лоха.

 
По теме
51-летний житель Магнитогорска рассчитывался в магазинах чужой банковской картой, вследствие чего стал фигурантом уголовного дела.
28.03.2024 г. Центральным районным судом г. Челябинска оглашен приговор по уголовному делу в отношении 26-летнего уроженца г. Сатки Челябинской области, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст.
Ленинским районным судом г. Челябинска вынесено постановление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении гражданина А. Органом предварительного расследования гр.
На Южном Урале сотрудники ФСБ обезвредили «черных нефтяников» - Южноуральская панорама Злоумышленники похитили более 200 тонн дизельного топлива. УФСБ России по Челябинской области задержала шестерых местных жителей, которые воровали дизельное топливо в промышленных масштабах.
Южноуральская панорама
Свиной «пожар» по-остроленски - Газета Всходы Встреча с жителями посёлка прошла в сложной обстановке Сегодня, 28 марта 2024 года, состоялась встреча руководителей с жителями п.Остроленский.
Газета Всходы
Врач рассказал, как часто можно есть фастфуд - Областной ЦМП В четверг, 28 марта, врач Челябинского областного центра общественного здоровья и медицинской профилактики Данил Абубакиров стал гостем эфира на «Радио Ваня» в южноуральской столице.
Областной ЦМП
Встреча поколений - Ашинский район         25 марта студенты Ашинского индустриального техникума Жимоедова Карина и Чистяков Илья вместе с советником директора по воспитанию и работе с общественными организациями Бобровой Екатериной Раисовной посетили сла
Ашинский район
Всемирный день театра - Краеведческий музей 27 марта – Всемирный день театра, который ежегодно отмечается с 1962 г. В этот день мы решили рассказать о необычном спектакле, поставленном в Троицкой женской гимназии зимой 1918-1919 гг.
Краеведческий музей