Главное в театре – атмосфера. В мае у «Буратино» гостил «Пьеро»

Главное в театре – атмосфера. В мае у «Буратино» гостил «Пьеро»
Главное в театре – атмосфера. В мае у «Буратино» гостил «Пьеро»
Главное в театре – атмосфера. В мае у «Буратино» гостил «Пьеро»
Главное в театре – атмосфера. В мае у «Буратино» гостил «Пьеро»
Главное в театре – атмосфера. В мае у «Буратино» гостил «Пьеро»
Главное в театре – атмосфера. В мае у «Буратино» гостил «Пьеро»
Главное в театре – атмосфера. В мае у «Буратино» гостил «Пьеро»
Главное в театре – атмосфера. В мае у «Буратино» гостил «Пьеро»
Фото: www.verstov.info
Магнитогорск . В мае с «Большими гастролями» в металлургической столице побывал оренбургский театр «Пьеро».

Встреча состоялась в рамках Федеральной программы «Большие гастроли». Артисты из Оренбурга привезли в Магнитогорск три спектакля и рассказали о своем театре, выросшем из театра на колесах.

Театр «Пьеро» – уникальный в своем роде. Его создавали с нуля два человека – режиссер Александр Ярилов и его супруга Марина Ярилова.

«27 лет назад мы решились на такой шаг: уйти из областного театра кукол и создать свой театр в городе Оренбурге. Это был девяносто первый год», - рассказал Александр Ярилов.

Когда Александр Ярилов руководил областным кукольным театром, билеты в него было достать невозможно. 20-го числа каждого месяца, когда билеты начинали продавать на месяц вперёд, толпа с 5:00 утра занимала очередь в кассу, открывающуюся через пять часов - в 10:00.

«Вот такой был потрясающий феномен. Качество спектаклей был достаточно высоким, областной театр, когда мы там работали, активно ставил взрослый репертуар, театр стали приглашать на международные фестивали. Мы побывали в Югославии, в Хорватии. В Загребе на фестивале нас увидел французский театр, им очень понравилось, завязались дружественные отношения. Мы поехали во Францию с гастролями на два фестиваля в Тулузу и в Нанси. Затем ездили в Польшу, в Южную Америку - в Лиму, в Перу... Театр существовал достаточно успешно, но в силу разных причин именно в 1991 году захотелось как-то сменить обстановку».

Как рассказал Александр Ярилов, одной из причин была «совершенно бредовая» идея попробовать сделать с нуля свой театр.

«Поездив очень много по зарубежным фестивалям, подружившись с французами, мы поняли, что очень хочется освободиться в театре от балласта, хочется оставить только крайне необходимое количество людей, где все взаимозаменяемы. В общем-то, в Европе практически все театры существуют по этой системе».

Театр решено было назвать «Пьеро» – как говорит Александр Ярилов, потому что сам он похож на этого грустного театрального персонажа. Супруга Марина Ярилова — это его Коломбина.

«Все были «Буратинами». Было очень много «Теремков» и «Буратин». У нас областной тоже «Буратино» называли, хотя он просто Оренбургский областной театр кукол. Арлекин, Пьеро, Коломбина – это всегда, это куклы в фойе, это костюмы на каждый выход, все фестивали. У нас даже кафе очень долго называлось «Коломбина», – объяснили артисты.

90-е годы оказались не самыми удачными для такого решения: тотальный дефицит. Но у театра нашлось много единомышленников: кто-то принес ткань, другие помогли купить магнитофон, собрать микшерский пульт. Весь коллектив театра на момент создания состоял из трёх человек.

«Мы были молоды, и у нас было много энтузиазма и энергии, нам хотелось пробовать. 10 лет мы были театром на колесах, но больше работали вне Оренбурга».

Театр с самого создания начал принимать активное участие в фестивалях. Приезжал и в Магнитогорск: «Пьеро» выступал здесь с гастролями в 1998 году. Одновременно Александр и Марина Яриловы активно ставили спектакли в разных театрах России. В том числе и в нашем «Буратино»: в 1996 году они поставили сказку «Как Иван-дурак царевичем стал» и в 1997 году «Сказку о страшном драконе».

«Если бы немножко судьба по-другому распорядилась, то возможно, мы здесь вместо Сергея (режиссера Сергея Ягодкина — прим. авт.) были бы, потому что Гарьянов (Александр Гарьянов, директор «Буратино» в 1989-2000 гг. - прим. авт.), честно скажу, очень звал нас в то время, когда Шрайман уехал в Израиль, – рассказал Александр Ярилов. – Театр остался без художественного руководства, и он как-то очень нас звал, потому что труппа была сильная, ему было тяжело с ней справляться. Тогда Игорь Ларин ещё ставил свои спектакли, но мы поняли что нет, мы не справимся, пусть лучше Ягодкин потом приедет и справляется».

В 2000 году «Пьеро» дали старое разрушенное здание в Оренбурге на проспекте Победы. Сначала там был заводской красный уголок, потом детский клуб.

«Когда оно уже совсем должно было рухнуть, глава города сказал: «Вот, бери, хорошее здание».

Труппа сначала была не восторге от нового «дома». Но, как сказали артисты, «вера какая-то была в то, что что-то получится». «Пьеро» много выступал в детских садах, а на заработанные деньги артисты покупали материалы для ремонта... Им даже удалось своими силами немного привести в порядок закулисье.

Новый мэр Оренбурга, сейчас депутат Государственной думы Юрий Мещеряков, очень помог театру. Вступив в должность, он сразу занялся реконструкцией здания.

С 2001 года «Пьеро» работает в своём доме. Зал в театре в два раза меньше, чем в магнитогорском «Буратино» – всего 90 мест. Но Александр Ярилов говорит – этого вполне достаточно. В коллективе работают восемь актёров:

«Спектакли театра кукол, как правило, немногочисленны. Всегда меня это поражало: в кассу выстраивается очередь за зарплатой, а на сцене три человека, - объяснил режиссер. - Много должностей совмещают ребята, от этого зарплата немножко больше получается. Это изначально делалось для того, чтобы человек мог подработать не где-то на стороне, а в своём театре. Кроме того, приветствуются любые самостоятельные работы. У нас это прямо на поток поставлено. Почти у каждого актера есть самостоятельная работа, и они имеют возможность показывать их в стенах театра».

Если в магнитогорском «Буратино» работает беби-театр, то в «Пьеро» самых маленьких зрителей ждет домашний театр – показ с актерами самостоятельных работ детям в фойе театра.

Театр активно выступает на фестивалях и раз в два года проводит свой – «Оренбургский арбузник». Его придумали в 2000 году, когда зданию театра нужна была реконструкция:

«Я пошёл к главе города и говорю: «Юрий Николаевич, давайте проведем фестивали в честь открытия нашего театра. Приедут театры со всех уголков России и зарубежья, это будет так здорово, так почетно для нашего города». Загорелся мужик, не зря он сейчас депутат Госдумы. Говорит: «Хороший идея!». Я не успел вернуться из мэрии в театр, а там уже рабочих всё больше и больше. Когда первый театр приезжал, там полы докрашивали в туалетах».

«Оренбургский арбузник» проводится раз в два года, и в этом году будет проходить в 9-й раз. За это время на фестивале побывали театры из 13-ти стран мира: Франция, Германия, Австрия, Финляндия, Израиль, Болгария. «Фишка» фестиваля – арбузы. Театр закупает тонну арбузов для гостей

«Гости запоминают наш фестиваль не только потому, что ешь арбузов сколько хочешь. Они говорят: «У вас такая домашняя атмосфера». Наш фестиваль такой мелкоформатный, домашний, уютный, для дружеского общения», – говорят «пьеровцы».

Александр Ярилов уточнил:

«Почему мы много говорим об атмосфере? Потому что я считаю и всегда считал, что театр кукол работает в основном для детей. Ребёнку очень важно погрузиться в театре в какую-то добрую атмосферу. У нас же что получается? Ребенка насильно заталкивают, зачастую на руках... К нам на «Руслана и Людмилу» приводят грудных младенцев. Я говорю: «Ну зачем вы его в темный зал?» «А мы читали с ним эту сказку!» «Это не сказка – это поэма, написана Александром Сергеевичем для семнадцатилетних барышень. Причём тут ваш маленький ребёнок, который ничего не понимает. Ладно, садитесь с краю, при первом же писке его надо вынести. Две-три минуты и выносят. Этих детей начинают калечить, у них навсегда отбивается охота ходить в театр...»

На «Большие гастроли» в Магнитогорск театр привез три спектакля – реквизит уместился в одном прицепе.

«Мы привезли когда реквизит к одному спектаклю, достали, все удивились «О, какой большой, как они это затолкали. А у нас ещё там два», - улыбнулся Александр Ярилов.

Один – для самых-самых маленьких, там почти нет текста, где ребёнок знакомится с природой. Второй – «Курочку Рябу» для ребят постарше, там уже много подтекста, шуток, иронии. И Зощенко спектакль для взрослых, который с успехом идет и в Оренбурге, и побывал многих фестивалях.

Магнитогорская публика с большим энтузиазмом откликнулась на визит гостей из Оренбурга: все билеты были распроданы практически моментально. Театральный подарок «Большие гастроли» подарили не только зрителям, но и самому театру «Буратино», показав пример дружной и слаженной работы театрального коллектива.

 
По теме
В прошедшую субботу, 12 мая, в городе Набережные Челны  Республики Татарстан открылся  VI Международный фестиваль театров кукол « Рабочая   лошадка », посвященный 30-летию Набережночелнинского государственного театра кукол.
Акция «Безопасный лёд!» - Уйский район В целях обеспечения безопасности людей на водных объектах Челябинской области, сотрудниками Чебаркульского инспекторского отделения ЦГИМС ГУ МЧС России  по Челябинской области,
Уйский район
На Южном Урале сотрудники ФСБ обезвредили «черных нефтяников» - Южноуральская панорама Злоумышленники похитили более 200 тонн дизельного топлива. УФСБ России по Челябинской области задержала шестерых местных жителей, которые воровали дизельное топливо в промышленных масштабах.
Южноуральская панорама
Свиной «пожар» по-остроленски - Газета Всходы Встреча с жителями посёлка прошла в сложной обстановке Сегодня, 28 марта 2024 года, состоялась встреча руководителей с жителями п.Остроленский.
Газета Всходы
Врач рассказал, как часто можно есть фастфуд - Областной ЦМП В четверг, 28 марта, врач Челябинского областного центра общественного здоровья и медицинской профилактики Данил Абубакиров стал гостем эфира на «Радио Ваня» в южноуральской столице.
Областной ЦМП
Встреча поколений - Ашинский район         25 марта студенты Ашинского индустриального техникума Жимоедова Карина и Чистяков Илья вместе с советником директора по воспитанию и работе с общественными организациями Бобровой Екатериной Раисовной посетили сла
Ашинский район
Всемирный день театра - Краеведческий музей 27 марта – Всемирный день театра, который ежегодно отмечается с 1962 г. В этот день мы решили рассказать о необычном спектакле, поставленном в Троицкой женской гимназии зимой 1918-1919 гг.
Краеведческий музей