О зависти, о почестях, о славе… Самое ожидаемое событие театрального сезона оправдало лучшие ожидания


Фото - Илья МОСКОВЕЦ /© «Магнитогорский рабочий»

Премьера спектакля-исповеди в двух актах и четырех операх «Амадеус» проходит с аншлагами.  

Вот уже несколько веков история Моцарта и Сальери не перестает волновать умы и сердца. Этой осенью в эпицентре страстей оказался Магнитогорск. Замысел о большой музыкально-драматической постановке «Амадеус» возник у главного режиссера нашего драматического театра Максима Кальсина много лет назад. реализовать блестящую идею он мечтал, работая на сценах Хабаровска, Норильска, Омска – об этом Кальсин рассказал на пресс-конференции накануне сдачи спектакля. Но состоялся проект в Магнитогорске. Это произошло во многом благодаря тому, что в прошлом году драмтеатр выиграл грант главы города «Вдохновение». К этому следует прибавить еще ряд счастливых обстоятельств: за постановку «Амадеуса» по пьесе «Амадей» Питера Шеффера взялась французский режиссер, знакомая магнитогорцам Анн Сельер, в работе над спектаклем достигли глубокого взаимопонимания коллективы драматического театра и те-атра оперы и балета – актеры, музыканты, артисты балета, решающие на сцене разные творческие задачи. Это взаимопонимание, видимо, помогло актерам драмы, сыгравшим в спектакле целый ряд ярких и неповторимых образов, успешно перевоплощаться в музыкантов. Антонио Сальери (в «возрастном» варианте это Юрий Дуванов, Сергей Меледин, а в молодом – Андрей Майоров, Игорь Панов, Виталий Шенгиреев) страстно рассуждает о композиторском ремесле, творческих методах и о своем тонком музыкальном чутье. Моцарт (Даниил Газизуллин, Иван Погорелов) вдобавок к этому музицирует, импровизируя, а в предсмертной агонии сыплет градом музыкальных терминов, завершая свой бессмертный «Реквием»… Исполнитель роли молодой актер драмы Даниил Газизуллин признался, что музыкального образования у него нет, а фрагмент марша Сальери, исполняемый им в спектакле на фортепиано, он освоил благодаря упорству в течение нескольких месяцев, готовясь к самой большой роли в своей недолгой пока профессиональной карьере. «Наигрывает» марш и император Австрийский Иосиф Второй (Андрей Бердников, Иоганн Билле), а Шикандлер (заслуженный артист России Михаил Никитин) с упоением «дирижирует» оркестром, заменив обессиленного умирающего Моцарта. Музыкальные номера – в большинстве своем это фрагменты из произведений Вольфганга Амадея Моцарта – в великолепном исполнении солистов, хора и оркестра театра оперы и балета (дирижер Эдуард Нам, хормейстер-постановщик Татьяна Пожидаева) стали подлинным украшением спектакля, сделали Ее величество Музыку одним из главных действующих лиц «Амадеуса» и праздником души для зрителей. Феерическое это ощущение побеждает даже горечь исповеди Сальери. Музыка в спектакле – глас Божий, который дано услышать и передать Моцарту и, по его собственному убеждению, не дано передать Сальери, жаждущему этого. И тем не менее образ этот в спектакле призван разрушить представление об Антонио Сальери как о посредственном композиторе.

– Музыка Сальери – очень мощная, – говорит Максим Кальсин. – Это талантливый, глубокий, волевой человек. Бог не дал ему только гения, а он считает себя достойным лишь его – такова степень его гордыни, позволяющей ему возвысить голос против Бога и судьбы. Этот образ сродни лермонтовскому Демону. «Несправедливый Бог! Отныне ты враг мой! Враг мой навеки! И клянусь, что до последнего дыхания, всеми силами своей души я буду вести с тобой борьбу!» – вот фрагмент «богоборческого» монолога Сальери, апофеоза в развитии центрального образа спектакля-исповеди. Стремление уничтожить Моцарта – не физически, как в любимой многими легенде, явленной художественным вымыслом Пушкина, а как творца, как феноменальное явление в искусстве – это не желание мелкого, завистливого человечишки! Это месть за оскорбление непомерной гордыни, порожденной обладанием «понимания Несравненного, которое недоступно большинству людей». Заключив «сделку с Богом», Сальери ждал гораздо большего, чем «высшая привилегия» быть «единственным человеком на Земле, сумевшим ясно увидеть» воплощение Бога в Моцарте. «Ехидном, насмехающемся, самовлюбленном, инфантильном Моцарте! В непристойном Моцарте с его хлопающей по заду женой!», дурковато хихикающем в самых неподходящих местах… Эта «легкость» Моцарта в восприятии мира и людей далась труднее всего, рассказал исполнитель роли композитора Даниил Газизуллин. «Легкость» эту сложнее всего было воспринять и части зрителей, испытывающей влияние стереотипа о том, что за словами «великий композитор» кроется неимоверная серьезность, а то и величественная напыщенность.
Возможно, стремясь разрушить эти стереотипы и освободиться от власти мифов, засевших в сознании российского зрителя, автор идеи Максим Кальсин сделал ставку на европейского режиссера, обладающего несколько иными ментальными установками. И опыт этот, безусловно, очень интересен и уникален, несмотря на то, что режиссерское видение «Амадеуса» Анн Сельер порождает дискуссии. Важно, что спектакль как впечатляющая музыкально-драматическая постановка состоялся. Он очень красив – здесь нельзя не сделать глубочайшего реверанса художнику-постановщику Алексею Вотякову, художнику по костюмам Гульнур Хибатуллиной и всем работникам «невидимого фронта» закулисья, колдовавшим над колоритом эпохи и сумевшим ярко передать его в довольно небольшом пространстве сцены. А также балетмейстеру Геннадию Бахтереву и артистам балета, уместившим хореографию оперных спектаклей Моцарта на маленьком «пятачке» построенной сценографом «сцены в сцене».
Сборный коллектив «Амадеуса» из 80 человек сумел осветить эту осень красками большого театрального праздника, которым, несомненно, стала премьера музыкально-драматического спектакля. Билеты на премьерные спектакли распроданы, следующий блок показов состоится 3, 4, 5 и 6 декабря.
Елена КУКЛИНА /© Служба новостей «МР»
Фото - Илья МОСКОВЕЦ
 
По теме
Сотрудники музея совместно с Музеем Победы г. Москвы и Государственным бюджетным учреждением «Донецкий республиканский краеведческий музей» знакомят посетителей музея с мультимедийным проектом "Я знаю правду о войне».
Выбирайтесь из дома в выходные и посещайте культурные события! В предстоящие субботу и воскресенье, 30 и 31 марта, в городе пройдёт множество интересных мероприятий и встреч.
Акция «Безопасный лёд!» - Уйский район В целях обеспечения безопасности людей на водных объектах Челябинской области, сотрудниками Чебаркульского инспекторского отделения ЦГИМС ГУ МЧС России  по Челябинской области,
Уйский район
Троичанин избил знакомого лопатой - Газета Регион Ранее неоднократно судимый 45-летний троичанин после более десяти лет, проведенных в колонии строго режима за совершение преступления с применением насилия, вновь стал фигурантом уголовного дела.
Газета Регион
1-DytyuytutuSC_1017.jpg - Ozersk74.Ru На последнем заседании Собрания депутатов перед народными избранниками с докладом об итогах работы по обеспечению правопорядка в 2023 году выступил начальник озёрского УМВД Кирилл Черепенькин.
Ozersk74.Ru
Дни истории на Южном Урале - ЧГИК 28 марта, во Всемирный день историка, кафедра истории, музеологии и документоведения факультета документальных коммуникации и туризма провела центральное мероприятие проекта «Дни истории на Южном Урале»,
ЧГИК
День малой родины - ЦБС Ашинского района С целью приобщения детей и молодежи к истории и культуре своей малой родины в Симской городской библиотеке №2 был проведен праздник День малой родины «Все о родном городе».
ЦБС Ашинского района