Верность, преданность и профессионализм. Закрытие «Сцены-2016» стало мечтой об идеальном спектакле

Верность, преданность  и профессионализм. Закрытие «Сцены-2016» стало мечтой об идеальном спектакле
Верность, преданность  и профессионализм. Закрытие «Сцены-2016» стало мечтой об идеальном спектакле
Верность, преданность  и профессионализм. Закрытие «Сцены-2016» стало мечтой об идеальном спектакле
Верность, преданность  и профессионализм. Закрытие «Сцены-2016» стало мечтой об идеальном спектакле
Верность, преданность  и профессионализм. Закрытие «Сцены-2016» стало мечтой об идеальном спектакле
Верность, преданность  и профессионализм. Закрытие «Сцены-2016» стало мечтой об идеальном спектакле
Верность, преданность  и профессионализм. Закрытие «Сцены-2016» стало мечтой об идеальном спектакле
Верность, преданность  и профессионализм. Закрытие «Сцены-2016» стало мечтой об идеальном спектакле
Верность, преданность  и профессионализм. Закрытие «Сцены-2016» стало мечтой об идеальном спектакле
Верность, преданность  и профессионализм. Закрытие «Сцены-2016» стало мечтой об идеальном спектакле
Верность, преданность  и профессионализм. Закрытие «Сцены-2016» стало мечтой об идеальном спектакле
Верность, преданность  и профессионализм. Закрытие «Сцены-2016» стало мечтой об идеальном спектакле
Верность, преданность  и профессионализм. Закрытие «Сцены-2016» стало мечтой об идеальном спектакле
Верность, преданность  и профессионализм. Закрытие «Сцены-2016» стало мечтой об идеальном спектакле
Фото: www.mr-info.ru

Фото (иллюстрация) - Илья МОСКОВЕЦ / «Магнитогорский рабочий» ©

И пусть не все работы, представленные на областном фестивале, были идеальными, главная цель театрального искусства – чувства добрые лирой пробудить – достигнута.  

Незабываемая страница

Впервые «Сцена» прошла на магнитогорской земле, и здесь она действительно обрела второе дыхание. Состоялось это без преувеличения грандиозное событие при поддержке губернатора Челябинской области Бориса Дубровского, регионального Законодательного собрания, Союза театральных деятелей России, областного общественного движения «За возрождение Урала», Магнитогорского металлургического комбината.

О масштабах мероприятия наглядно говорят цифры: всего в рамках двух этапов фестиваля было показано 22 спектакля, из них 15 – в Магнитогорске. Также прошли акции, экскурсии, творческие встречи, капустники, мастер-классы. Всего фестиваль собрал 724 профессиональных участника, 620 из них встретились на магнитогорской земле, посмотреть на них успели 5260 зрителей. Фестиваль, в последние годы проводившийся в «заочной форме», когда жюри просматривало видеозаписи спектаклей, перерос в большой театральный форум, наполненный живым общением, обменом опытом, эмоциями, в процессе которых все творческие коллективы обрели новые связи.

– Сбылась многолетняя мечта нашего театрального сообщества – мы давно хотели вывезти фестиваль в Магнитогорск, – говорил на церемонии закрытия «Сцены-2016» министр культуры Челябинской области Алексей БЕТЕХТИН. – Магнитогорские зрители обладают удивительными качествами – всегда поражают глубина и полнота их восприятия, их теплый прием. В Челябинске во время фестиваля не получалось организовать актерские клубы с участием местных театров, но, когда мы привезли актеров со всей области сюда и «закрыли» их в гостинице, этот замысел, наконец, воплотился.

Выступления на новых площадках, перед незнакомым зрителем действительно стали большим испытанием для актеров, отвыкших от насыщенной гастрольной жизни. Поэтому в адрес магнитогорских театралов звучало во время фестиваля особенно много благодарных слов.

Что же касается фестивальных площадок – не во всех случаях они соответствовали характеру представленных на них постановок. Но были и противоположные примеры, когда спектакль, попав на новую площадку, начинал играть новыми красками, обретал новое звучание и, безусловно, выигрывал от смены обстановки.

Фестиваль открыл свою новую страницу, и теперь организаторы обсуждают его дальнейший формат, ищут оптимальную модель. Изначально, почему фестиваль и назвали смотром-конкурсом, члены жюри ездили по городам области, внимательно оценивая, какую нишу занимает театр в родном городе, кто ходит в него, как принимают зрители тот или иной спектакль.

В этом году фестиваль впервые стал «кочующим», о преимуществах такого формата уже говорилось выше. На этот раз отказались и от вручения Гран-при. Пока до конца не ясно, какой быть структуре конкурса и может ли, к примеру, опера соревноваться с кукольным театром. Нет и четкого ответа, как и где фестиваль будет проводиться. Но, каким бы ни было будущее, XXVII смотр-конкурс профессиональных театров «Сцена-2016» войдет в историю Челябинской области как незабываемое событие.

А судьи кто?

Впечатлениями о прошедшем театральном форуме, о том, что удивило, порадовало и огорчило, с нами поделилась накануне его закрытия Ольга КОРАБЛИНА, заведующая Кабинетом музыкальных театров организационно-творческого отдела Союза театральных деятелей России, председатель жюри XXVII областного смотра-конкурса профессиональных театров «Сцена-2016»:

– Меня порадовала программа фестиваля, в которой были представлены и современная драматургия, и классика, и русские, и зарубежные авторы, опера и хореография, как классические, так и авангардные постановки. Ведь без поиска, экспериментов и ошибок театр не может двигаться вперед. Особенностью этого фестиваля стало большое количество постановок увеселительного плана. Комедия комедии рознь, и главное – как сделан тот или иной спектакль. Среди представленных в программе были работы высокого уровня, были и сделанные профессионально, достойно, но «на публику».

Если о присуждении наград в основных номинациях фестиваля – за лучший спектакль, лучшую режиссуру – споров у членов жюри не было, то решения о неприсуждении какой-либо награды давались непросто. Но если мы говорим о том, что фестиваль сегодня выходит на новый уровень, то и отбор лауреатов должен быть очень серьезным, здесь нельзя следовать принципу «всем сестрам по серьгам». Поэтому есть участники, не вошедшие в число номинантов. Огорчило нас количество детских спектаклей – если в прошлом году их было одиннадцать, то в этом всего семь, причем два из них – «елочные»...

Фестиваль неизбежно отражает особенности театрального процесса во всем их разнообразии, в этом смысле, говорит Ольга Владимировна, театры Челябинской области, несомненно, полностью соответствуют общероссийской палитре тенденций.  
Ольге Кораблиной, уже много лет принимающей участие в работе фестивального жюри, было сложно отделить собственные чисто зрительские впечатления от судейских. Ведь, отключаясь от судейства и включаясь «в волну» спектакля, можно потерять возможность оценивать постановку с профессиональной точки зрения. А профессионал должен очень точно определить, есть ли в спектакле недочеты, несмотря на его энергетику или магию. И вообще вопросы о том, что есть театр – искусство или наука, что здесь важнее – «лабораторная работа» или кураж, не имеют однозначного ответа…

Яркое впечатление на председателя жюри «Сцены» как на профессионала и как на зрителя произвели «Третья голова» Челябинского драматического Камерного театра, «Как люблю я Вас…» Челябинского театра «Манекен», «Терроризм» Озерского театра драмы и комедии «Наш дом». Несомненны и художественные достоинства оперы «Жанна д'Арк» Челябинского академического театра оперы и балета, однако этот спектакль участвовал в «Сцене-2015» и был удостоен заслуженных наград, а на сей раз его включили во внеконкурсную программу, также порадовавшую магнитогорских зрителей.

Фестиваль окончился… вешалкой

О масштабе состоявшегося театрального форума говорит и тот факт, что церемонию закрытия фестиваля, проходившую в субботу в Магнитогорском театре оперы и балета, открыл сам Антон Чехов в исполнении актера драмтеатра имени Пушкина Петра ЕРМАКОВА. Остальные участники торжественной встречи, по замыслу режиссера церемонии Оксаны Громовой, должны были создать «идеальный спектакль» и играли на сцене самих себя.

Выступая в роли губернатора Челябинской области, глава региона Борис ДУБРОВСКИЙ резюмировал:

– Результат, к которому стремится искусство – чувства добрые лирой пробуждать, – достигнут. Значит, мы живы, мы – люди, и у нас есть будущее. Мы умеем слушать и слышать друг друга.

Борис Дубровский выполнил еще одну важную миссию – вручил первую и очень почетную награду фестиваля «За верность и преданность искусству театра» актрисе Магнитогорского театра «Буратино» Татьяне АКУЛОВОЙ, которая более чем за тридцать лет своего верного служения сыграла более ста ролей в лучших спектаклях театра.

Были вручены пятнадцать наград в фестивальных номинациях и спецприз. Лауреатам полагались премии Законодательного собрания Челябинской области, подарки от администрации Магнитогорска и памятные сувениры в виде театральных вешалок. Театры нашего города, принимавшие фестиваль на своих площадках, были поощрены ценными подарками от Магнитогорского металлургического комбината.

Гость церемонии закрытия, депутат Государственной Думы РФ Виталий БАХМЕТЬЕВ рассказал, что о проходившем в Магнитке фестивале ему поведали жители близлежащих сельских районов, побывавшие на спектаклях. Вдохновленный этими впечатлениями, Виталий Викторович пообещал на ближайших заседаниях Госдумы, где предстоит делить «бюджетный пирог» 2017 года, настойчиво поднимать вопрос о выделении средств на искусство.


Церемония закрытия фестиваля стала необыкновенно ярким праздником благодаря выступлениям участников «Сцены» и юным талантам. Прошедшего «слепые прослушивания» телешоу «Голос. Дети» Данила МУСИНА из Троицка и ребят из танцевальной студии «Дети Магнитки» зрители, в большинстве своем профессиональные мастера сцены, щедро одарили овациями. А потом в «идеальный спектакль» под чутким руководством ведущих церемонии дружно включился весь зал.

Победители двух номинаций фестиваля приняли награды из рук гостя фестиваля народного артиста России Александра ФИЛИППЕНКО . Александр Георгиевич порадовал гостей церемонии своим выступлением и вместе с лауреатами исполнил на сцене гимн фестиваля, учрежденный впервые за почти тридцатилетнюю историю «Сцены».

Награды XXVII смотра-конкурса профессиональных театров «Сцена-2016»

«За служение театру» − Татьяна АКУЛОВА, Магнитогорский театр куклы и актера «Буратино»;

«Лучшая работа художника-сценографа в детском спектакле» − Сергей АЛЕКСАНДРОВ, спектакль «Кот в сапогах», Челябинский академический театр драмы имени Наума Орлова;

«Лучшее воплощение современной драматургии» − спектакль «Терроризм» театра драмы и комедии «Наш дом», Озерск;

«Лучший актерский ансамбль» − спектакль «Терроризм» театра драмы и комедии «Наш дом», Озерск;

«Лучшая женская роль второго плана» − Мария БЕЛЯЕВА за роль Жюльетты в спектакле «Третья голова» Челябинского драматического Камерного театра;

«Лучшая мужская роль второго плана» − Алексей ЧУМАК за роль Педроса в спектакле «Как люблю я Вас…», театр «Манекен», Челябинск;

«Лучшая работа художника по костюмам в детском спектакле» − Оксана РЫНДИНА за балет «Приключения Чиполлино» Магнитогорского театра оперы и балета;

«Лучшая работа хореографа в детском спектакле» − Мария ГРЕЙФ, спектакль «Кот в сапогах» Челябинского академического театра драмы имени Наума Орлова;

«Лучшая женская роль фестиваля» − Ксения БОЙКО за роль Труды в спектакле «Женская гримерка», Новый Художественный театр, Челябинск;

«Лучшая мужская роль» − Павел ЧИКАНОВСКИЙ за партию Водемона в опере «Иоланта», Магнитогорский театр оперы и балета;

«Лучшая работа хореографа» – Лариса АЛЕКСАНДРОВА, спектакль «Третья голова», Челябинский драматический Камерный театр;

«Лучшая работа художника-сценографа» − Сергей АЛЕКСАНДРОВ, спектакль «Как люблю я Вас…», театр «Манекен», Челябинск;

«Лучшая работа режиссера» − Сергей ОВИНОВ, спектакль «Как люблю я Вас…», театр «Манекен», Челябинск;

«Лучший спектакль для детей» − «Я – Коза!», Озерский театр кукол;

«Лучший спектакль фестиваля «Сцена-2016» − «Третья голова», Челябинский драматический Камерный театр.

Специальный приз «Лучший театральный урок» − спектакль «Приглашение в театр», Златоустовский драматический театр «Омнибус».
Елена КУКЛИНА / Служба новостей «МР» ©
Фото (иллюстрация) - Илья МОСКОВЕЦ
 
По теме
18+ Внутри нашей памяти мы все абсолютно свободны, но что останется от нас самих, если память абсолютно угаснет?
В Ашинском районе объявлен старт муниципального этапа регионального открытого конкурса творческих работ «Рождественская сказка», который традиционно проходит при поддержке Министерства культуры Челябинской области.
Акция «Безопасный лёд!» - Уйский район В целях обеспечения безопасности людей на водных объектах Челябинской области, сотрудниками Чебаркульского инспекторского отделения ЦГИМС ГУ МЧС России  по Челябинской области,
Уйский район
На базе ГКБ № 8 открыли стоматологическое отделение - Тракторозаводский район В Тракторозаводском районе открыли обновленное стоматологическое отделение на базе городской больницы № 8. Жителей района здесь принимают по полису обязательного медицинского страхования.
Тракторозаводский район
Вспышка Африканской чумы свиней! - Газета Всходы В Нагайбакском районе введены карантинные мероприятия В Нагайбакском районе в п. Остроленка, в одном из подворий произошёл падёж свиней, сразу же были организованы санитарно-карантинные мероприятия.
Газета Всходы
Встреча поколений - Ашинский район         25 марта студенты Ашинского индустриального техникума Жимоедова Карина и Чистяков Илья вместе с советником директора по воспитанию и работе с общественными организациями Бобровой Екатериной Раисовной посетили сла
Ашинский район
Всемирный день театра - Краеведческий музей 27 марта – Всемирный день театра, который ежегодно отмечается с 1962 г. В этот день мы решили рассказать о необычном спектакле, поставленном в Троицкой женской гимназии зимой 1918-1919 гг.
Краеведческий музей