Школа добрых дел

Магнитогорской школе № 47 исполнилось четверть века. А накануне праздника над входом появилась растяжка "С юбилеем, родная школа!"

Мальчишки рассказывали, что приехали "какие-то дяденьки", выполнили работу и уехали, даже не заходили в здание. Потом позвонили выпускники, поздравили коллектив.

Директор школы Ольга Куприянова растрогалась до слёз: двойной сюрприз, а главное - абсолютно в духе её мальчишек и девчонок, и выросших, и только подрастающих. А ещё эта история, как и многие другие, - подтверждение того, что школа движется в правильном направлении.

- Может, звучит громко, но это действительно так: вся воспитательная система от первого до одиннадцатого класса построена с учётом главного - растить патриотов школы, города, Отечества, - утверждает Ольга Николаевна.

Имени героя

Школа № 47 молода - даже по меркам нашего юного города. Однако история у неё богатая. Здесь не забывают, что она - преемница старой школы, открывшейся в 1936 году на левом берегу напротив калибровочного завода в посёлке Старо-Туково. Во время Великой Отечественной войны там располагался госпиталь. Выпускником 1939 года был Герой Советского Союза, летчик-истребитель Иван Кузенов. В шестидесятых ребята осваивали не только школьные предметы, но и получали профильное образование: здесь готовили лаборантов-химиков, машинисток. Были математические и педагогические классы. Школа закрылась в 1972 году - здание пришло в негодность. Затем - перерыв на 17 лет. А в 1989 году в районе новостроек по Жукова, 7/2 открылась новая школа № 47. Ей дали имя Ивана Кузенова - вот и мостик между прошлым и настоящим.

В музее - одном из лучших среди школьных - есть мемориальный уголок Ивана Петровича. Ребята ездили в краеведческую экспедицию, чтобы больше узнать о судьбе Кузенова. Привезли из Москвы личные вещи героя, даже генеральский китель с орденскими планками. Собрали богатый материал и по другим выпускникам и учителям "старой школы". Ежегодно в 47-й проводят Кубок имени Ивана Кузенова - военизированные соревнования с прохождением полосы препятствий, стрельбой, разборкой-сборкой автомата…

Словом, одно дело - когда тебя "воспитывают", совершенно другое - когда ты вместе со всеми принимаешь участие в школьных проектах. А коллективно-творческих дел, акций, флешмобов в 47-й множество. Например, во внутреннем дворе старшеклассники, растянув ленты, "написали" слова "Россия и Крым". А сверху, со всех окон, на них глазели малыши. Или взять праздник дружбы народов: ребята объединяются в команды и представляют национальные танцы, песни, наряды, блюда.

- Когда проходит ВИП-неделя для старшеклассников - "Весело, интересно, полезно" - вся школа гудит, атмосфера такая, кажется, брось спичку - в воздухе вспыхнет, - рассказывает Ольга Куприянова. - Глядя на это, младшие сказали: "Мы тоже хотим". Теперь у них есть "Разноцветная неделя". Ребята приходят в одежде разных цветов, символизирующих какую-либо сферу: экологию, спорт, творчество, и готовят тематические выступления.

Кстати, музей - тоже коллективно-творческий проект и постоянный источник притяжения. Здесь постоянно что-то мастерят, работают, общаются. В музее множество вещей, принесённых ребятами из дома: от старинной мебели и кухонной утвари до предметов родом из СССР. Принёс "артефакт" - расскажи его историю. Малыши готовят сообщения, старшие - исследовательские работы. Особая гордость - комната первостроителей Магнитки, здесь каждая вещь "говорящая".

В конце учебного года - традиционный праздник "За честь школы", на котором объявляют победителей в номинациях "Ученик года", "Спортсмен года", "Лидер года", "Самый классный классный". Подарки для лучших готовят бывшие выпускники, и это тоже стало традицией.

Старая гвардия и "зелень"

Традиции и в воспитании, и в образовании сохраняются благодаря преемственности. Школа большая: 48 классов, 1260 учеников, одних только первашей в нынешнем году набрали две сотни - классы до буквы "Ж". И коллектив немалый: 103 сотрудника, из них 88 педагогов.

- Меняются наши роли и статус, но мы сохраняем традиции школы, - рассуждает директор. - Четверть века назад меня, тогда ещё неопытную учительницу, первый директор  - Геннадий Павлович Авдошин - назначил своим заместителем. Всё было впервые, давалось непросто, но благодаря поддержке коллектива всё получилось. Я выросла до руководителя - возглавила школу в 2006 году. А наша старая гвардия - люди с таким богатым опытом, который терять нельзя. Чтобы произошла плавная смена управленческой команды, завучи стажировали учителей и подготовили достойные кадры. Сейчас в школе 14 педагогов, которые работают со дня её основания, почти половина коллектива - молодые специалисты до тридцати лет. Вернулись в новом статусе 15 наших выпускников. Мы шутливо, ласково называем их "зелень" - это те, кого мы вырастили, проведя через воспитательную систему, и получили талантливых творческих педагогов.

В разговоре Ольга Николаевна часто сравнивает школу с большой семьёй. Действительно, в школе десять семейных династий. У доброй половины сотрудников здесь учатся дети и внуки. И не сосчитать, сколько выпускников доверяют своих детей родной 47-й. Только 38 нынешних первоклассников - дети выпускников.

- Коллектив у нас слаженный, - рассказывает директор. - Есть люди, которые принимают творческое состояние школы, а есть такие, которым в неволе легче. Они ушли, а неравнодушные остались. Может, поэтому наши педагоги постоянно становятся лучшими на конкурсе "Учитель года" в номинации "Классный руководитель". В нашей школе учитель не диктатор, а союзник учеников. Работа идёт на диалоговом уровне, каждый участник процесса может внести поправки, объяснить, доказать, убедить.

Ещё одно убеждение, которое разделяют в коллективе - образование должно проходить через всю жизнь. Ольга Николаевна и сама получила второе высшее в Уральской академии государственной службы. Уверена, что управленческая работа отличается от учительской. А повышение квалификации и профессиональный рост педагогов в школе практически поставлены на поток - в том числе благодаря дистанционным технологиям.

Цифровой век

С Томским университетом систем управления радиоэлектроники школа начала сотрудничать ещё в 2005 году. Тогда в Магнитку приезжали представители вуза, предлагали программы и бесплатное обучение педагогов - и в 47-й решили, что это стратегически верное направление. Теперь школа имеет статус базовой площадки при Российской академии наук по формированию ИКТ-компетенции и пользуется самыми продвинутыми технологиями и программами. Ребята получают дополнительное образование в области программирования, математики и естествознания, экономики и права, многие выпускники поступают в престижные столичные вузы. Благодаря давнему и плотному сотрудничеству с "Телешколой" - лидером в области дистанционного обучения - школьники проходят учебные курсы базового и профильного уровней, а учителя постоянно повышают квалификацию.

Каждый кабинет оборудован АРМ учителя с принтером и проектором. Доступны цифровые образовательные ресурсы школьной медиатеки, Интернет, "Сетевой город", электронный журнал - бумажных в школе нет. А вот классические дневники остались: так захотели родители, а они - заказчики образовательных услуг. Как новатор в информационном процессе в прошлом году школа получила 3D-лабораторию из средств федерального и местного бюджетов. Ребята, надев специальные очки, как в кинотеатре, и не менее увлечённо, чем при просмотре художественных фильмов, изучают сложные темы по биологии, физике и химии.

Впрочем, новаторство - это не только использование новых технологий, а скорее творческое применение теоретических и практических знаний, причём в различных областях школьной жизни. К примеру, в Магнитке именно 47-я школа стала застрельщиком учёбы по триместрам.

- В 2001 году я была на курсах в Москве, - рассказывает Ольга Николаевна. - Там узнала об интересном исследовании по здоровьесбережению.

В конце пятой недели работы или обучения наступает пере-утомление, люди простужаются, у них обостряются хронические заболевания. Вернулась в школу и предложила изменить привычный график, чтобы дети и взрослые отдыхали чаще и болели меньше. Благодарна, что мою "авантюру" поддержали на педсовете. В результате количество больничных уменьшилось до 30 процентов, а заболеваемость детей снизилась вдвое. Наш опыт приезжали перенимать из Башкирии, следом и другие школы города стали переходить на учёбу по триместрам. Дело не только в здоровье, ведь после каникул дети возвращаются в школу полные задора и энергии.

Социальные партнёры

Если учебное заведение умеет выстраивать партнёрские отношения, это становится важным ресурсом и системным преимуществом.

- Содержать здание и создать условия для учёбы целой гвардии - дело нешуточное, - говорит Ольга Николаевна. - Первый наш помощник - депутат городского собрания Олег Цепкин. Он помогает решать многие вопросы, но особенно благодарны ему за ремонт в кабинете, где установили 3D-лабораторию. Там нужны были и пластиковые окна, и жалюзи для полного затемнения. Заботится о нас и Александр Дерунов. Он является депутатом соседнего округа, но многие "его" ребята учатся здесь. И, конечно, не обойтись нам без шефов - ЦРМО-7 из Объединённой сервисной компании. Я понимаю, какие нагрузки на производстве, но шефы всегда нас выручают, приходят по первому звонку в своё свободное время. Помогает и комбинат - традиционно выделяет средства на подготовку к новому учебному году.

Конечно, дружит школа с детскими клубами, центром детского творчества Орджоникидзевского района, домом физкультурника, библиотеками. Ребята занимаются в кружках, секциях, студиях - внеурочная деятельность в школе проходит в две смены. Правда, есть несбыточная пока мечта: чтобы ребята учились только в первую смену, а внеурочной деятельности посвящали вторую половину дня. Кстати, об этом говорил и губернатор области Борис Дубровский в Стратегии-2020.

Социальные связи школы - не только в партнёрстве с депутатами и организациями. Взять одну характерную историю: на встречу с ребятами пятых-шестых классов пригласили фронтовика, бывшего директора школы из Агаповского района. Потом мальчишки проводили ветерана, а заодно поинтересовались, не нужно ли чем-то помочь. Он сказал, что проблема одна - за окном гудит технический блок, мешает спать. Ребята обратились к директору - мол, давайте соберём деньги на пластиковое окно. Ольга Куприянова их поддержала, но предложила не просить деньги у родителей, а заработать самим. Через неделю ребята пришли с идеей: провести в актовом зале школы шоу породистых собак, и с клубом собаководства договорились. Плата за вход была символической - десять рублей, а зрителей в несколько потоков пришло столько, что хватило на окно. Откосы ребята делали сами вместе с родителями. При установке пострадали обои - заодно переклеили и их. В школе решили рассказать об этой истории, в результате спонтанный социальный проект был признан одним из лучших в стране, а 47-я получила звание "Школа добрых дел". А учителя и ребята уже горят новыми идеями - есть кому продолжать славную историю школы.

 
По теме
27 марта в замечательном зале гостеприимного спортивно-оздоровительного комплекса «Металлург» города Аша в целях укрепления здоровья, вовлечения обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом,
С 09 октября 2023 года по 14 марта 2024 года прошли I – IV туры городского конкурса социальных проектов «Я – гражданин России», по итогам которого на очную защиту вышли 16 команд из 17 образовательных организаций города Челябинска.
Нацпроект «Образование» создает условия для развития талантливых детей - Кунашакский район В рамках национального проекта «Образование» в Челябинской области реализуются четыре региональных проекта: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда»,
Кунашакский район
Risunok313123.jpg - Управление образования 22 марта 2024 года на базе МОУ «СОШ №2 г. Верхнеуральска» прошла ежегодная Всероссийская акция «Сдаем вместе.
Управление образования
Дошколята для дошколят - Управление образования г. Озёрска В этом учебном году в рамках плана сетевого взаимодействия педагоги МБДОУ ЦРР ДС №54 и МБДОУ ДС №50 запланировали несколько  совместных мероприятий.
Управление образования г. Озёрска
Акция «Безопасный лёд!» - Уйский район В целях обеспечения безопасности людей на водных объектах Челябинской области, сотрудниками Чебаркульского инспекторского отделения ЦГИМС ГУ МЧС России  по Челябинской области,
Уйский район
На Южном Урале сотрудники ФСБ обезвредили «черных нефтяников» - Южноуральская панорама Злоумышленники похитили более 200 тонн дизельного топлива. УФСБ России по Челябинской области задержала шестерых местных жителей, которые воровали дизельное топливо в промышленных масштабах.
Южноуральская панорама
Свиной «пожар» по-остроленски - Газета Всходы Встреча с жителями посёлка прошла в сложной обстановке Сегодня, 28 марта 2024 года, состоялась встреча руководителей с жителями п.Остроленский.
Газета Всходы
Врач рассказал, как часто можно есть фастфуд - Областной ЦМП В четверг, 28 марта, врач Челябинского областного центра общественного здоровья и медицинской профилактики Данил Абубакиров стал гостем эфира на «Радио Ваня» в южноуральской столице.
Областной ЦМП
Встреча поколений - Ашинский район         25 марта студенты Ашинского индустриального техникума Жимоедова Карина и Чистяков Илья вместе с советником директора по воспитанию и работе с общественными организациями Бобровой Екатериной Раисовной посетили сла
Ашинский район
Всемирный день театра - Краеведческий музей 27 марта – Всемирный день театра, который ежегодно отмечается с 1962 г. В этот день мы решили рассказать о необычном спектакле, поставленном в Троицкой женской гимназии зимой 1918-1919 гг.
Краеведческий музей