Шел трамвай десятый номер...

Этот мобильный транспорт во многом определяет лицо города.

Давно хотел высказать свои соображения по работе такой важной части общественного транспорта, как трамвай. Подтолкнул к тому инцидент, произошедший со мной.

Сразу хочу оговориться: плюсов у трамвая много. Это и приемлемая стоимость проезда со всевозможными льготами для разных категорий населения, и неплохо отлаженное движение по расписанию, что позволяет рассчитывать свое время при следовании на работу. Следует особо подчеркнуть безопасность этого вида транспорта по сравнению с другими. Наконец, в условиях автомобильного коллапса в городе трамваю почти не свойственна такая "прелесть", как томление в пробках. Согласитесь, что даже в авто с кондиционером и прочими удобствами, передвигаясь знойным летним днем со скоростью черепахи в плотном потоке машин, крайне огорчительно наблюдать, как слева по рельсам тебя довольно резво обгоняет трамвай, везущий граждан, не обремененных личными автомобилями. Словом, трамвай во многом определяет лицо Магнитогорска, ведь далеко не во всех крупных городах страны есть такое транспортное удобство.

Теперь о том, что не нравится и что хотелось бы улучшить. Прекрасно понимаю, что трамвай по сути своей транспорт неприбыльный и, видимо, в основном существующий на дотации из городского бюджета. И все же. Хотелось бы, чтобы "лицо" трамвая соответствовало тем амбициям, с которыми связаны многие начинания наших градоначальников. Пусть у этого лица будут чистые глаза и приветливая улыбка, которые запомнятся гостям города и не будут ассоциироваться с транспортом, извините, для бедных.

"Чистые глаза" - это окна. Вспомните, когда в последний раз вы видели в трамвае чистые стекла? Я понимаю, это затраты, и, наверное, немалые, но так хочется видеть улицы и людей родного города не через мутные разводы, а через прозрачные стекла.

Ну а "приветливая улыбка" - это, конечно, отношение к пассажирам тех, кто ведет трамвай и кто сопровождает их в поездке. Здесь для улучшения ситуации особых материальных затрат не требуется. Поощрить добросовестных работников можно из тех средств, которые можно изъять из зарплаты нерадивых.

Вот один частный случай. 7 мая нам с женой нужно было доехать до вокзала. Около 12.40 на остановку "Ул. Энгельса" подошел вагон 24 маршрута - бортовой номер 3127, в который мы и сели. К нам оперативно подошла кондуктор, мы оплатили проезд. На остановке "Гостиный двор" кондуктор сообщила вошедшим, что движение до 14 часов закрыто - где? - и вагон едет по Московской. Ну, не совсем вокзал, но ладно, в принципе нас устраивает.

На остановке "Ул. Завенягина" водитель объявляет, что едем по Южному. То есть, как бы и не вокзал, да еще плюс два перехода. Решаем выйти. Подхожу к кондуктору, объясняю, что, поскольку нас ввели в заблуждение, мы хотим выйти и прошу вернуть деньги за билет -  серия АА-008, № 136198. Десять рублей - деньги небольшие, но дело принципа. Тетя ни в какую не хочет отдавать деньги, мол, мы "уже проехали две остановки". Аргументы, что проехали их уверенными в том, что движемся по маршруту и что никто не позаботился предупредить нас об изменении маршрута, - ее не убеждают.

Пытаюсь еще раз ей что-то растолковать, но все без толку. В качестве "убойного" аргумента тетя предлагает лучше дать ей, извините, "в морду", но деньги она не вернет. Поскольку предложение кондуктора не вызывает у нас с женой энтузиазма - ну не воспитан я "давать в морду" женщинам, решаем смириться и катим дальше по необычному маршруту, попутно слушая, как кондуктор рассказывает пассажирам о том, какие наглые бывают пассажиры.

Представиться кондуктор отказалась, поэтому и пришлось переписать номера вагона и билета на случай, если написанное прочитают руководители этой трамвайной "бригады".

Кстати, насколько я припоминаю Правила пользования общественным транспортом в Магнитогорске, - они раньше были вывешены на перегородке за местом водителя, а сейчас их что-то не видно в трамваях, - при изменении маршрута водитель обязан на каждой остановке оповещать об этом.

На следующий день, как специально, опять пришлось ехать в том же направлении. Подошел двухвагонный трамвай того же 24 маршрута. На лобовом стекле табличка, на ней написано - "по Южному, по Московской", водитель на каждой остановке подробно все объясняет - красота, никаких вопросов!

Раз уж зашла речь о возврате денег, хотелось бы выяснить порядок действий в следующей ситуации… Зима этого года. На остановке ДОК народ садится в трамвай, следующий по Южному переходу в сторону новых кварталов. Останавливаемся, не доезжая до кругового перекрестка на "Профсоюзной". Стоим. Народ потихоньку начинает волноваться и задавать "глупые" вопросы кондуктору - мол, что случилось и когда поедем? Через некоторое время все двери открываются и водитель сообщает, что впереди сошел с рельсов вагон, и никто больше никуда не поедет. Люди обращаются к кондуктору, требуя возврата денег. Та, естественно, отбивается, мотивируя, что она-де не виновата, да и вообще уже все "много проехали". Оно, конечно, с одной стороны, так. А с другой - пассажир, заплатив деньги за билет, рассчитывал доехать до пункта назначения, и почему его должны интересовать подобные объяснения? Что по этому поводу говорит закон?

Еще одна "мелочь", которая косвенно показывает, как мы относимся сами к себе. Правда, дело здесь, думаю, не в злом умысле, а скорее - в банальной неграмотности. Речь о сообщениях водителей об остановках. В столичном метро объявляют примерно так: "Станция Академическая, следующая станция Профсоюзная", и только после того, как люди вошли в вагоны, - "Осторожно, двери закрываются!"

А теперь почувствуйте разницу. Вот вам  пример объявления в наших трамваях: "Остановка "Профсоюзная", и, после того как люди вошли в вагон, - "Осторожно, двери закрываются, следующая остановка "Магнитная". В случае, когда трамвай следует по участку, где он не может повернуть на стрелке, это вполне допустимо. А если такое объявление на остановке, после которой трамвай может следовать в разных направлениях? Значит, возможен вариант, что на следующую нужную мне остановку "Ул. Кирова" я попаду не быстро и не на том трамвае, в который сел.

В общем, как любят говорить в нашей стране, "при в целом благоприятной ситуации с городским трамваем, имеют место отдельные недостатки, над которыми, естественно, работают". Чтобы результат этой работы достигался быстрее, хотелось бы предложить руководителям трамвайного управления один день в неделю пересаживаться из своих машин в трамваи, находящиеся в их ведении. И экономия бензина у служебных авто образуется, и свежие впечатления не понаслышке. Да и, глядишь, наладится связь с народом, ради которого и ходят по городу трамваи.

Ещё новости о событии:

Давно хотел высказать свои соображения по поводу работы такой важной части нашего общественного транспорта, как трамвай.
14:16 12.05.2011 Магнитогорский металл - Магнитогорск
Этот мобильный транспорт во многом определяет лицо города.
23:31 11.05.2011 Магнитогорский металл - Магнитогорск
 
По теме
Правобережный районный суд г. Магнитогорска рассмотрел ходатайство уголовно-исполнительной инспекции о замене назначенного наказания в виде исправительных работ.
Акция «Безопасный лёд!» - Уйский район В целях обеспечения безопасности людей на водных объектах Челябинской области, сотрудниками Чебаркульского инспекторского отделения ЦГИМС ГУ МЧС России  по Челябинской области,
Уйский район
Троичанин избил знакомого лопатой - Газета Регион Ранее неоднократно судимый 45-летний троичанин после более десяти лет, проведенных в колонии строго режима за совершение преступления с применением насилия, вновь стал фигурантом уголовного дела.
Газета Регион
Дни истории на Южном Урале - ЧГИК 28 марта, во Всемирный день историка, кафедра истории, музеологии и документоведения факультета документальных коммуникации и туризма провела центральное мероприятие проекта «Дни истории на Южном Урале»,
ЧГИК
День малой родины - ЦБС Ашинского района С целью приобщения детей и молодежи к истории и культуре своей малой родины в Симской городской библиотеке №2 был проведен праздник День малой родины «Все о родном городе».
ЦБС Ашинского района