Юрий Иванов оставил яркий след в культурной жизни города и страны.
Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла имени С. Г. Эйдинова исполнит произведения, введённые в репертуар заслуженным деятелем искусств России Юрием Ивановым.
С Магнитогорской капеллы его творческая жизнь начиналась и ею завершилась. В течение десяти лет, что он был художественным руководителем и главным дирижёром коллектива, на концертной афише одно за другим появлялись названия произведений, долгие годы пребывавших в забвении. Одним из первых в Советском Союзе Иванов обратился к духовной музыке. Обрели голос хоровые сочинения Александра Архангельского, Дмитрия Бортнянского, Максима Березовского. Впервые в СССР была исполнена "Литургия святого Иоанна Златоуста" Александра Никольского.
Творческая энергия дирижёра, казалось, не знала предела. В первый же год своей работы в Магнитке Юрий Иванов представил публике "Реквием" Вольф-ганга Амадея Моцарта, а ещё через несколько лет - "Всенощное бдение" Сергея Рахманинова. Надо ли говорить, что исполнение этих шедевров доступно только высококлассным творческим коллективам. А сколько было ещё премьер, не говоря уже об операх, показанных в концертном исполнении.
Судьба порой складывается так, что только диву даёшься. Кто бы мог предположить, что мальчишка из Магнитогорска, не учившийся в детской музыкальной школе, станет крупным музыкантом, хоровым и оперно-симфоническим дирижёром! В подготовительный, восьмой класс при музыкальном училище Юрия Иванова привёл дядя по матери - учитель музыки в общеобразовательной школе Евгений Щёлоков. Он же давал ему и первые уроки игры на баяне.
Через год ученика, обнаружившего незаурядные способности, приняли на первый курс дирижёрско-хорового отделения, где уроки по специальности ему давал заслуженный деятель искусств РСФСР, а впоследствии народный артист РСФСР Семён Эйдинов. Под его руководством Иванов пел в капелле, где проходил практику как артист-стажёр, а на госэкзамене выступал с коллективом уже как дирижёр.
Не убоявшись огромного конкурса - 276 человек на четырнадцать мест, - подающий большие надежды выпускник уехал поступать в Московский музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Вступительные экзамены вместе с ним сдавала сокурсница Надежда Павкина, его будущая жена. Поступили оба.
Юрия Иванова взял в свой класс, а со второго курса - дирижёром в республиканскую русскую хоровую капеллу народный артист РСФСР Александр Юрлов. Иванов учился и одновременно работал в капелле вплоть до пятого курса. Юрлов планировал сотрудничать с ним и дальше, но помешала прозаическая причина - отсутствие московской прописки. Решили, что некоторое время выпускнику, прошедшему школу выдающегося музыканта, придётся поработать в Астраханской консерватории, а потом вернуться в Москву, но через год Юрлов скоропостижно скончался в возрасте 45 лет. Ныне капелла, которой руководил Александр Юрлов, носит его имя.
В Астрахани Юрий Иванов преподавал, ставил оперы, работал с симфоническим оркестром. Одновременно продолжал учёбу: сначала на факультете оперно-симфонического дирижирования в Новосибирской консерватории, затем в ассистентуре-стажировке у народного артиста СССР Арнольда Каца. В Саратове, куда он позже переехал вместе с женой и сподвижницей Надеждой Ивановой, тоже была оперная студия. Постановки Иванова вызвали большой резонанс. В 1986 году, когда Магнитогорская капелла осталась без художественного руководителя, Юрия Михайловича снова позвала Магнитка.
Будучи масштабным музыкантом, он мечтал о симфоническом оркестре, без которого уже не представлял своей жизни, о новом здании для коллектива (его нет до сих пор) и концертном зале с хорошей акустикой. Юрий Михайлович мог всё: заниматься вокалом с солистами, делать аранжировки, готовить грандиозные премьеры. Но судьбой ему было отмерено немногим менее 48 лет…
В июне Юрию Иванову исполнилось бы семьдесят. Вечер памяти состоится 19 сентября в большом зале Магнитогорской государственной консерватории.
Текст: Марина Кирсанова