Последнее "эхо"

Фото: magmetall.ru

На место вечной стоянки будущий памятник везли из депо на двенадцатом участке.

В следующем году памятник "Первый паровоз" отметит своё 40-летие. Но несмотря на возраст в его истории по-прежнему много загадок и нестыковок. Так, в большинстве источников он обозначен как паровоз серии "ЗУ 684-58", по другим данным - "ЭУ 684-58". Вторая версия кажется более вероятной, учитывая, что в классификации паровозов вообще нет серии "З", а паровозы серии "Э" выпускались до 1957 года. Среди железнодорожников они получили прозвища "эхо" и "эшак".

Из жизни паровозов

В проектировании паровоза этой серии участвовали самые авторитетные специалисты по паровозостроению. В результате появился один из самых надёжных паровозов в мире. Он выпускался с 1912 по 1957 год, причём не только в России и Советском Союзе, но и в ряде зарубежных стран. Во время становления экономики СССР этот паровоз выполнял основной объём перевозок по стране. А в годы Великой Отечественной войны из них формировались колонны паровозов особого резерва Наркома путей сообщения, которые обеспечивали военные перевозки. По количеству построенных локомотивов - около 11 тысяч - и по общей продолжительности выпуска - 39 лет - паровоз серии "Э" считается абсолютным рекордсменом в истории мирового паровозостроения.

Загадкой остаётся и происхождение паровоза-памятника. Во многих источниках утверждается, что построен он в 1929 году на Коломенском заводе. По другой информации - паровоз изготовлен в 1917 году на Луганском заводе, о чём свидетельствуют цифры серии. А железнодорожники утверждают, что паровоз, который стоит на станции Магнитогорск-Пассажирский, выпущен в 1957 году. И конкретно этот паровоз не мог привезти строителей к Магнитной горе в далёкие тридцатые годы. А вот другие паровозы этой серии - очень даже могли. И возили: и людей, и оборудование, и различные грузы.

От первого лица

Житель Магнитогорска Виктор Иванович Степаненко не один десяток лет отработал старшим мастером ПТО электровозов на Южно-Уральской железной дороге. Он был одним из тех, кто 39 лет назад нашел и привёз в Магнитогорск паровоз, который ныне стоит на пьедестале.

- Когда в 1979 году, в канун 50-летия Магнитогорска, решено было установить на вечную стоянку возле здания вокзала паровоз тридцатых годов, меня вызвал начальник Константин Павлович Баранов и велел заниматься подготовкой, - вспоминает Виктор Иванович. - Дал в помощь двух человек и два месяца срока.

Подходящий паровоз, по воспоминаниям очевидцев, нашли на базе МПС станции Бускуль ЮУЖД, где он долгое время находился в законсервированном состоянии. Так что пришлось хорошенько попотеть, прежде чем будущий памятник приобрёл первозданный вид.

- Пригнали его в депо, начали приводить в порядок, - рассказывает ветеран-железнодорожник. - Паровоз был грязный, трудно сказать, сколько раз его красили. Вместе с ребятами только успевали затачивать напильники, которыми сдирали старое облупившееся покрытие. Потом заново покрасили. Месяца полтора занимались только этим паровозом.

На место вечной стоянки паровоз везли из депо на двенадцатом участке. Точнее - толкали.

- Поставили вагон прикрытия между тепловозом и паровозом и толкали, - отмечает Виктор Степаненко. - Паровоз был в нерабочем состоянии и своим ходом ехать не мог. В день открытия возле вокзала собралось множество людей - горожане, городские власти, ветераны-железнодорожники. Всё было очень празднично. Выступали машинисты, которые много лет на железной дороге работали.

По словам Виктора Ивановича, в последние годы возле "Первого паровоза" он бывает редко, в основном проездом. Но каждая встреча - волнительна. Ведь он не только участвовал в появлении памятника, но и когда-то работал на паровозах этой серии.

- А как же - волнуюсь, вспоминаю. Это ведь часть жизни, - признаётся он. - Работал на железнодорожной станции Сухое, такие паровозы использовались в основном на маневровой работе. Его особенность - простота конструкции и надёжность. Хорошая машина!

Коллега Виктора Степаненко, потомственный железнодорожник, бывший начальник станции Магнитогорск-Грузовой Сергей Горбунов вспоминает, что место для установки памятника выбрали не случайно - он должен был продолжать проспект Ленина. Впоследствии паровоз даже планировали передвинуть ближе к вокзалу, но эти планы так и остались планами. Кстати, отец Сергея Михайловича много лет работал на таком паровозе. Так что для семьи Горбуновых - это в некотором смысле семейная история.

- Отец относился к тому поколению железнодорожников, которые начинали работать именно на паровозах, - отмечает Сергей Горбунов. - Поэтому с этим памятником связаны самые тёплые чувства и воспоминания. Думаю, в Магнитогорске немало машинистов, которые работали на таком паровозе и на других машинах этой серии.

Во время беседы железнодорожники с сожалением оглядывали знаменитый паровоз и прилегающую к нему территорию. По словам Виктора Степаненко, в прежние годы  локомотивщики строго следили за внешним видом паровоза и за чистотой вокруг него. Подкрашивали, подбеливали, убирали. То, как сегодня выглядит это место, - удручает, признаётся ветеран. Ведь это визитная карточка города, по ней у людей складывается первое впечатление о Магнитке.

 
По теме
Прощальный гудок - Магнитогорский металл В августе 1973 года на ММК был выведен из эксплуатации и установлен в качестве памятника последний паровоз.
09.08.2018
Законопроект о зачислении в Пенсионный фонд конфискованных средств коррупционеров принят Госдумой в первом чтении - Верхнеуральский район Госдума приняла в первом чтении законопроект, позволяющий перечислять в Пенсионный фонд Российской Федерации средства от реализации конфискованного имущества коррупционеров.
26.09.2018
 
По данным проекта ОНФ «Генеральная уборка», Челябинск является самым г... - ОНФ в Челябинской области Самый грязный город-миллионник в России – Челябинск. Таковы статистические данные проекта Общероссийского народного фронта «Генеральная уборка».
26.09.2018
Пока не все пешеходные переходы в Магнитогорске соответствуют национальному стандарту.
24.09.2018 Магнитогорский металл
Вчера исполнилось бы восемьдесят лет Владимиру Близнюку, с 1992 до смерти в 2007 году возглавлявшему профсоюз ММК.
24.09.2018 Магнитогорский металл
Это чувство сидит в человеке очень прочно и ни за что не позволит отказаться от ежедневной, даже непосильной работы.
24.09.2018 Магнитогорский металл
Мошенница из Карабаша осуждена за хищение 5,7 млн - Агентство новостей Доступ Карабашский городской суд (Челябинская область) вынес приговор 55-летней местной жительнице – она признана виновной в мошенничестве в особо крупном размере (части 2, 4 статьи 159 УК РФ),
26.09.2018 Агентство новостей Доступ
Полицейские Усть-Катава раскрыли серию краж по горячим следам - Усть-Катавская неделя 25 сентября в ночное время на пульт дежурной части отдела полиции Усть-Катава поступило сообщение о том, что неизвестные лица, разбив лобовое стекло автомобиля, похитили из него личные вещи заявительницы.
26.09.2018 Усть-Катавская неделя
В прошедший понедельник, 24 сентября, озерчане стали свидетелями дорожной аварии с участием мотоциклиста.
25.09.2018 Озерский вестник
22 сентября за поселком Башлес в сторону 85-го км в Катав-Ивановском районе было обнаружено обгоревшее тело Алексея Миронова, которого со второго сентября разыскивали родственники, друзья, полицейские и волонтёры.
26.09.2018 Газета Спектр
Звенит гитарная струна - Газета Искра В субботу Еткуль принимал участников III открытого районного фестиваля  гитарной песни «Самородок», участниками которого стали 18 конкурсантов от 10 до 48 лет из восьми населённых пунктов.
26.09.2018 Газета Искра
Чемодан, война, спектакль - ЧГКМ Спектакль «Я на границе тебя, ты на границе меня» открыл театральную программу «Дебаркадера-2108».
26.09.2018 ЧГКМ
Гастроли прошли при полупустых залах - тому виной фальшивые аншлаги, дорогие шоу и требование валютных гонораров Кира БУЛЫЧЕВА Мы обычно подводим итоги летних гастролей сразу после того, как заканчиваеся сезон.
26.09.2018 КП Челябинск
70 лет в Верхнеуральске существует и плодотворно работает краеведческий музей.
25.09.2018 Красный уралец
70 лет в Верхнеуральске существует и плодотворно работает краеведческий музей.
25.09.2018 Красный уралец
Пласт принимал турнир мастеров - Знамя Октября Мастерский турнир. В который раз разыграть кубок «Феникса» по настольному теннису в Пласт приезжают мастера спорта, КэМээСники плюс спортсмены с ограниченными физическими возможностями, просто любители тенниса.
26.09.2018 Знамя Октября
В добрый путь! - ХК Металлург Большой праздник хоккея принимала Арена «Металлург». Первым событием стала пресс-конференция, на которой собрались руководители Федерации хоккея Магнитогорска, а также представители всех подразделений ФХМ.
26.09.2018 ХК Металлург
Покорение универсиады - МГТУ им. Г.И. Носова С 20 по 22 сентября в Челябинске состоялась областная Универсиада среди учебных учреждений высшего образования, в которой приняли участие студенты опорного университета МГТУ им.
26.09.2018 МГТУ им. Г.И. Носова
Фото предоставлено ОМВД России по Еманжелинскому району Цели данных встреч не только профилактические, но и спортивные, а также вызвать у подростков интерес к здоровому образу жизни.
26.09.2018 Новая жизнь
На осенний кросс, посвящённый всероссийскому кроссу нации и 100-летию лёгкой атлетики Южного Урала, собрались более 130 спортсменов из поселений района.
25.09.2018 Красный уралец
Озерские боксеры пополнили коллекцию своих наград очередными медалями высшей пробы.
26.09.2018 Озерский вестник
Благоустройство сверили с нормами. В Златоусте общественники оценили изменения во дворах - Златоустовский рабочий Представители Собрания округа, местного отделения партии «Единая Россия» и управления ЖКХ совершили очередной объезд дворов, где недавно появились игровые площадки и свежее асфальтовое покрытие.
26.09.2018 Златоустовский рабочий
Парвовирусный энтерит – острое контагиозное заболевание, вызванное ДНК-вирусом из семейства Parvoviridae.
26.09.2018 ФГБУ Челябинская МВЛ
Результаты осуществления региональной программы «Городская среда» верхнеуральцы смогли наблюдать прошлым летом, когда преобразилась дворовая территория микрорайона по улице Иванова.
25.09.2018 Красный уралец