Помни о смерти. Не забывай о жизни…

В драмтеатре имени Пушкина состоялись спектакль-бенефис Нины Филоновой и творческая встреча с его создателями. 

Бенефисным стал трагифарс «Танец Дели» по пьесе известного современного драматурга Ивана Вырыпаева. «Танец» в постановке челябинского режиссера Олега Хапова исполняется на сцене драмы третий сезон, и все больше зрителей включается в процесс размышлений над ним.
«Я не могу словами передать вам смысл и суть танца «Дели». Я могу только сказать вам, что я сам понял, когда впервые его увидел… Важно позволить всему быть таким, каким все есть. Важно позволить всему просто быть… Ничего не запрещать. …Не в смысле отсутствия запретов, но даже сами запреты пусть тоже будут. Словом, нужно внутри самого себя разрешить быть всему, что происходит вокруг и везде», – этот театральный монолог – попытка передать идею спектакля. Избрав жанр трагифарса, автор словно и этим декларирует «диалектичность» жизни, неразделимость счастья и несчастья, горести и радости. Сам прекрасный и загадочный танец Дели, о котором говорят все персонажи спектакля, – это счастье и красота, выросшие из страданий.
И сама жизнь есть танец, который каждый из нас танцует в ритме своего сердца. Все события спектакля сосредоточены во внутренней жизни персонажей, в их сердце. «Танец Дели» – это семь эпизодов, семь вариантов развития событий, в каждом из которых кто-то из героев умирает, и для кого-то это событие становится поводом для откровенной исповеди, поиска смысла собственной жизни и осмысления смерти. Смерть и напоминание о смертности каждого человека в данном случае – отправная точка развития тех самых «внутренних событий» и повод для героев пьесы изменить себя и свою жизнь.
Нина Филонова выступила в «Танце Дели» в роли балетного критика.
– Писать про танец и не уметь танцевать – это хорошо прожитая чужая жизнь. Танец «Дели» – это танец счастливого вегетарианца с куском сырой свинины во рту. Сострадание – вот чего не было в моей жизни критика, и нет ему там места. Сострадание – вот мерило честности и подлинного понимания вещей, – такой вердикт ее героиня выносит перед лицом смерти самой себе.
Работа над спектаклем «Танец Дели» с режиссером Олегом Хаповым стала совершенно новым опытом для недавно встретившей юбилей актрисы, четвертое десятилетие играющей на сцене, и в этой удивительной постановке весь предыдущий опыт ей скорее не помогал, а мешал.
И тем не менее…
– Я с удовольствием играю любой материал, который предлагают, – говорит Нина Филонова. – Это раньше было – «хочу играть только классику». Жалею, что, уезжая из Златоуста, не сыграла Вассу Железнову. Счастлива, что сыграла в «Доме Бернарды Альбы» по Гарсиа Лорке. В свое время-то, понятно, хотела сыграть Джульетту. Тема любви вообще для меня самая главная. Если нет любви, то чего-то будто не хватает. Иногда даже по материалу и любви нет, а мы обязательно придумываем себе историю, чтобы богаче был образ. И из зала уже другая энергия идет.
Откровенным и предельно искренним получился разговор режиссера и актеров столь же откровенного, искреннего, «болевого» спектакля «Танец Дели» со зрителями. В зале были те, кто пришел на постановку не впервые, и, по их признанию, пьеса эта не из тех, что открывается зрителю с первого просмотра. Поступило даже предложение создать элитарный клуб тех, кто смотрит «Танец Дели» много раз и размышляет над ним. А сам Олег Хапов глубоко убежден, что ставить такие вещи, заставляющие подняться над современной реальностью и потребой дня и дающие уроки, как жить по-человечески, «по сердцу», сегодня остро  необходимо.
– В пьесе описана жизнь мастера жизни, – говорит Олег Александрович. – Есть люди, интенсивность проживания жизни у которых гораздо выше, чем у нас, чаще всего проходящих по касательной, стараясь не обжечься. И это нельзя передать привычными инструментами.
«Инструментарий» актеров, занятых в спектакле, действительно пополнился новыми необычными приемами. Например, перед репетицией или спектаклем они теперь прислушиваются к себе, к своим мыслям и чувствам, к своему внутреннему «сейчас». Ведь, признавшись самому себе в своих чувствах, человек начинает свой путь к чему-то самому главному в жизни, убежден Олег Хапов.
Сейчас челябинский режиссер вместе с труппой магнитогорского драмтеатра в рамках той же «методы» завершает работу над своей третьей в нашем городе постановкой. Премьера городской легенды в двух действиях «Допрос» по повести Захара Прилепина состоится уже в середине марта. Одну из ролей в спектакле играет Нина Филонова.     Справка «МР»:
С 1996 года Нина Филонова – актриса магнитогорского драмтеатра. Окончив в 1979 году актерское отделение Челябинского музыкального училища, где ее педагогом был заслуженный деятель искусств, главный режиссер Челябинского академического драматического театра Наум Орлов, в разные годы играла в театрах Златоуста, Арзамаса, Прокопьевска. В 1993 году Нина Александровна завоевала Гран-при областного фестиваля «Весна театральная» в Челябинске за роль Катерины в спектакле «Семейный портрет с посторонним». В 1995 году актриса получила награду за лучшую женскую роль второго плана в спектакле «Ревизор» на международном фестивале «Театр без границ» в Магнитогорске и стала лауреатом городской премии зрительских симпатий «Бенефис» в Златоусте. Нина Филонова играла в спектаклях «Ромео и Джульетта», «Мещанин во дворянстве», на магнитогорской сцене блестяще воплотила образы Галчихи в «Без вины виноватых», Нерины в «Плутнях Скапена», Марины в «Дяде Ване», Пигвы в «Сне в летнюю ночь», Марселины в «Женитьбе Фигаро», Феклуши в «Грозе», Надежды в «Темных аллеях» и многие другие. Критики нередко отмечают острохарактерный сценический дар Нины Филоновой.
Автор: Елена КУКЛИНА
Фото: Елена СМИРНОВА
 
По теме
Третий день Всероссийской Недели детской книги в Центральной городской детской библиотеке им.
Главное танцевальное событие года в Магнитогорске - Кубок главы города XXI "Региональный фестиваль-конкурс стильной хореографии "Улица горящих фонарей" - открыл третий Чемпионат и Первенство Магнитогорска по чирспорту.
На Южном Урале сотрудники ФСБ обезвредили «черных нефтяников» - Южноуральская панорама Злоумышленники похитили более 200 тонн дизельного топлива. УФСБ России по Челябинской области задержала шестерых местных жителей, которые воровали дизельное топливо в промышленных масштабах.
Южноуральская панорама
Свиной «пожар» по-остроленски - Газета Всходы Встреча с жителями посёлка прошла в сложной обстановке Сегодня, 28 марта 2024 года, состоялась встреча руководителей с жителями п.Остроленский.
Газета Всходы
Врач рассказал, как часто можно есть фастфуд - Областной ЦМП В четверг, 28 марта, врач Челябинского областного центра общественного здоровья и медицинской профилактики Данил Абубакиров стал гостем эфира на «Радио Ваня» в южноуральской столице.
Областной ЦМП
Встреча поколений - Ашинский район         25 марта студенты Ашинского индустриального техникума Жимоедова Карина и Чистяков Илья вместе с советником директора по воспитанию и работе с общественными организациями Бобровой Екатериной Раисовной посетили сла
Ашинский район
Всемирный день театра - Краеведческий музей 27 марта – Всемирный день театра, который ежегодно отмечается с 1962 г. В этот день мы решили рассказать о необычном спектакле, поставленном в Троицкой женской гимназии зимой 1918-1919 гг.
Краеведческий музей