В эти дни, когда, считается, душа умершего прощается с земным, городские театры и театралы вспоминают баритона, ведущего солиста Магнитогорского театра оперы и балета, народного артиста Республики Башкортостан Петра Токарева.
Он ушел из жизни на прошлой неделе, и еще трудно говорить о нем в прошедшем времени. В воспоминаниях значительное и малое становятся равновелики: близким одинаково дороги его творческие достижения, и связанные с ним бытовые мелочи. Рассказывают, как он спел на сцене Ла Скала во время экскурсии в дни творческого обмена Магнитогорского театра оперы и балета с Италией. Как вместе с трио баянистов "Уральский малахит" вышел на сцену юбилейного десятого фестиваля "Армоние ин Вальсерина" в пьемонтском городе Одаленго Гранде.
Сам путь его в искусство необычен. В юности - спортсмен, перворазрядник по лыжам и волейболу, мастер спорта по дзюдо. В школьные годы о пении и не помышлял, пока не услышал в записи Шаляпина. От потрясения совершил немыслимый поступок: обратился к легендарному тенору Ивану Козловскому за советом - как научиться пению. А вскоре тайком от тренера поступил в Казанское музучилище. На вступительном экзамене исполнил "шаляпинский хит" "Эй, ухнем!" Позднее в Уральской консерватории был ленинским стипендиатом, первым среди вокалистов окончил ее с отличием. Спорт не бросил и до конца жизни увлекался техникой ушу.
Мечтал спеть в "Евгении Онегине" с младшей дочерью Еленой - выпускницей Петербургской консерватории. Мог получить звание народного артиста России - документы на представление к званию еще "вылеживаются" где-то в Минкульте. Как всегда бывает с людьми талантливыми, многое сделал и многого не успел. За сорок пять лет работы на оперной сцене исполнил десятки партий: князь Орловский в "Летучей мыши" Штрауса, Мазепа в одноименной опере Чайковского, Эскамильо в "Кармен" Бизе. Ему удавались сложные вердиевские персонажи - он пел заглавные партии в "Дон Карлосе" и "Риголетто", Жермона в "Травиате". Верди был среди его любимых композиторов.
Под обаяние баритональных вердиевских партий подпал и лирико-драматический тенор Пласидо Доминго. В молодости он исполнял влюбленного Адорно в "Симоне Бокканегра", теперь в постановке Ла Скала впервые взялся за заглавную, баритональную. Его манеру исполнения называют экспрессивной и страстной. Оперу Верди о любви, власти, интригах и величии души "Симон Бокканегра" с Пласидо Доминго на этой неделе можно посмотреть и послушать "на цифре" в кино с джазовой душой.
Таланты, как искра божья, сверкают и уходят в вечность. Искусство и память остаются.