В декабре Совет Федерации впервые за 2017 год отклонил принятый Государственной Думой в третьем чтении законопроект.
Каждый месяц в почтовые ящики жильцов попадает пачка платёжных документов за жилищные и коммунальные услуги. Рядом с таблицей расчётов, как правило, размещена реклама. Это может быть информация, которую можно назвать сопутствующей: продажа и установка приборов учёта, услуги слесаря.
Но порой реклама не имеет никакого отношения к жилищно-коммунальной сфере: предприниматели, заказывая рекламный модуль на платёжках, понимают, что "выхлоп" будет неплохой, потому что жильцы к такого рода документам относятся пристрастно и просматривают всю расположенную на листочке информацию. Заключая договор с рекламодателем, ресурсоснабжающая организация, управляющая компания или единый расчётно-кассовый центр используют оборотную сторону либо лицевую, располагая рекламу на свободной площади странички.
Прецедентом для рассмотрения вопроса о размещении рекламных материалов на платёжках за ЖКХ главным законодательным органом страны стали несколько обращений жителей многоквартирных домов в суды .
Судьи, в том числе апелляционной инстанции, посчитали, что размещение рекламы на оборотной стороне квитанций об оплате коммунальных услуг противоречит нормам о рекламе. Квитанция об оплате ЖКХ является платёжным документом, в котором должна содержаться информация, касающаяся только объёма потреблённых услуг, платы за неё, способов погашения задолженности. Дополнительно может сообщаться информация о тарифах и поставщиках услуг. Перечень допустимых данных содержится в постановлении правительства, в котором нет разрешения публиковать материалы рекламного характера на квитанциях об оплате услуг ЖКХ. В качестве лазейки можно применять закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации", допускающий размещение рекламных материалов организаций и индивидуальных предпринимателей в квитанциях только после заключения соответствующего договора с потребителем.
Первое рассмотрение законопроекта о запрещении рекламы на платёжках ЖКХ в Государственной Думе состоялось три года назад. В декабре 2018 года проект принят в третьем, окончательном чтении. Таким образом депутаты выразили отношение к проблеме, поддержав авторов законопроекта, аргументы которых сводятся к тому, что реклама мешает корректному размещению нужной информации о стоимости услуг, методах расчёта и перерасчёта и так далее. Даже если таблица или текст заняли место на оборотной стороне. В целях экономии печатного места именно для размещения рекламы необходимые для потребителя данные, важные сведения печатаются самым мелким шрифтом и оказываются нечитаемыми, говорится в пояснительной записке. Единственное, что допускается разместить на квитанции, - уведомление или справочную информацию, касающуюся деятельности управляющей компании или ресурсоснабжающей организации.
Ограничения должны были начать действовать спустя шестьдесят дней после обнародования. Документу предстояло пройти чтение в Совете Федерации, после чего его подписывает президент. Но парламент неожиданно отклонил проект. Большинство парламентариев не поддержали законодательную инициативу: четверо человек проголосовали "за" и трое воздержались. О проекте закона высказалась Валентина Матвиенко, она не считает нужным такую "чушь" регулировать законодательно. Кроме того, председатель Совета Федерации считает, что таким образом можно дойти и до полного ограничения всей рекламы в стране. Авторов законодательной инициативы на заседании не было.
Казалось бы, напрашивается вывод: пишите на платёжках что хотите? В принципе, да. Лично я вообще на неё внимания не обращаю. Но если реклама стала назойливой, жильцы всегда могут спросить с поставщика услуг о наличии договора с собственниками жилых помещений на размещение сторонней информации. И, если его нет, "прикрыть лавочку" решением общего собрания дома.