Тогда в наш город переселились театральные артисты и тележурналисты из Таджикистана.
В разных странах мира шли гражданские войны. Но если о войнах в Сомали, Алжире, Йемене, Либерии большинство из нас в то время даже не слышали, то последствия гражданской войны в Таджикистане имели к Магнитогорску самое непосредственное отношение. В числе тех, кого война вынудила переселиться на Урал, были театральные артисты, тележурналисты и сотрудники центрального канала Таджикистана.
Звездой первой величины, без сомнения, был режиссёр Валерий Бакиевич Ахадов - первый секретарь Союза кинематографистов Таджикистана, в 1987-1991 годах - главный режиссёр Государственного русского театра в Душанбе. В 1989 году Ахадов создал и возглавил в Душанбе экспериментальный театр-студию "Полуостров", большую часть труппы которого он в 1991-м и привёз в Магнитогорск.
До 1998 года Валерий Ахадов работал главным режиссёром драматического театра имени А. С. Пушкина и пять лет вёл актёрскую мастерскую в консерватории. Именно ему драмтеатр обязан дружбой с великой Анни Жирардо, а через неё и с её партнёршей по парижской сцене Анн Сельер и дочерью Джулией Сальватори. В Магнитогорске Валерий Ахадов поставил 11 спектаклей. Во время его работы артисты театра участвовали в съёмках нескольких художественных фильмов. Яркой строкой в биографии театра стал кинофестиваль мелодрамы "Хрустальная слеза". Его президентом была Анни Жирардо, а Валерий Ахадов за организацию фестиваля в 1994-м получил "Золотого овна" как лучший продюсер года.
В 1993-м Магнитогорский драматический театр имени А. С. Пушкина осуществил фантастический проект: провёл международный фестиваль "Театр без границ", собравший театральные коллективы Уральского региона, Москвы, Санкт-Петербурга, Франции, США, Германии, Швейцарии и других стран. Всего театр провёл восемь международных фестивалей "Театр без границ". С 1998 года Валерий Ахадов живёт и работает в Москве.
В труппе, приехавшей с Ахадовым, были такие замечательные актёры, как заслуженные артисты России Сайдо Курбанов, Фарида Муминова, Татьяна Александрович, Игорь Кравченко. Они работали в магнитогорском театре более десяти лет. В числе наиболее талантливых актёров "Полуострова" был и Валерий Геращенко.
В том же 1991-м в Магнитогорск приехала группа телевизионщиков -профессионалов высочайшего уровня. В их числе Валентина Марковна Никифорова - в недавнем прошлом главный редактор телекомпании "ТВ-ИН", супруги Слободнюки - Нина Ивановна и Леон Аронович. Чуть позднее - Элла Рубеновна Гогелиани.
Творческий путь Леона Слободнюка начался в 1959 году, когда он пришёл на киностудию "Таджик-фильм". Тогда операторская работа стала для Леона Ароновича смыслом жизни. Оказавшись на телевидении случайно, он, спустя годы, дослужился до главного кинооператора студии документального фильма. Профессионал долгое время сотрудничал с информационными агентствами Советского Союза, "ТАСС" и "Кинохроникой". Под прицел видеокамеры мастера когда-то попадал сам Никита Хрущёв, а Кремль становился декорацией для съёмок. Именно Леон Слободнюк снимал кадры, которые в 1989-м транслировали все каналы советского телевидения, - вывод войск из Афганистана. - Говорят, бывает так, что запах привлекает, вызывает воспоминания, - рассказывал Леон Аронович. - Вот, видимо, был запах у той самой, моей первой плёнки на нитрооснове. Недавно видел сюжет по телевизору со Спилбергом, и он сказал, что кинокамера пахнет. Я согласен…
В нашем городе он большей частью снимал сюжеты для новостей, но в душе всегда оставался художником и очень любил программы, где требовались острота взгляда, умение играть светом и красками. В конце своего жизненного пути он нашёл пристанище на "ТНТ-Магнитогорск". Без него не обходился, пожалуй, ни один эфир информационной программы "Город". Его любимыми съёмками были портретные, пейзажные и "музыкальные". Кстати, Леон Слободнюк очень любил джаз, но говорил, что камеру не предаст никогда. Победитель многочисленных всероссийских конкурсов, он стал первым лауреатом конкурса городского Собрания депутатов "Город и мы" в номинации "Персона в журналистике". Практически все операторы Магнитогорска прошли его профессиональную школу.
К чести Магнитки, она оказалась для теплолюбивых южан тёплой, понимающей, гостеприимной, дав душанбинцам работу, кров, любовь зрителей, друзей.