Несколько лет назад энергетический отдел Гринпис России выпустил буклет "Как сделать офис зелёным".
Рекомендации, по заявлению авторов, направлены не только на сохранение ресурсов планеты, но и ресурсов бизнеса. Составители буклета проверили свои же советы на практике и утверждают, что таким образом сократили ежемесячные расходы офиса на 12 процентов.
Надо оговориться, что "подопытной" стала московская контора, а те рекомендации, которые направлены именно на экономию денежных средств, бизнесмены используют уже давно. Причём, не из-за угрозы парникового эффекта или другого катаклизма, а исключительно ради выгоды. К тому же советы Гринпис, если всё-таки кто-то из коммерсантов, и правда, ставит решение экологических проблем наравне с проблемами увеличения прибыли или поиска возможности просто остаться на плаву, скорее подойдут для собственников помещений, а не арендаторов.
Тем не менее, как подчёркивают в буклете, следование советам поможет создать положительный имидж компании в глазах клиентов. В Год экологии, когда пропаганда спасения природы стала всеобъемлющей, такой шаг окажется не лишним.
"Зелёный офис" - это современное, комфортное и безопасное для человека пространство, организовать которое можно при помощи простых, недорогих и быстрых методов. Отметим, что перечисленные качества этих методов довольно спорны, но всё-таки они реализуемы.
Чтобы коммерция процветала в гармонии с окружающим миром, надо сократить потребление электроэнергии. Замените лампы накаливания энергоэффективными, только не ртутьсодержащими. Установите систему автоматического контроля освещения. И подсоедините технику на рабочем месте к приборам полного отключения питания.
Не переплачивать зимой за отопление помогут ручные или автоматические системы подачи тепла и в любое время года зря не тратиться на воду - обычные счётчики.
Позволяют правила ведения документации - настройте принтер на двустороннюю печать. А бумага и для полиграфии, и для уборной должна быть полностью или частично изготовлена из вторичного сырья. Можно использовать и ту, которая сертифицирована Лесным попечительским советом - на упаковке ищите аббревиатуру FSC. Если же этих трёх букв не окажется, но будут PCF или TCF, то и с такой бумагой можно не переживать за нагрузку на природу. В выборе офисной мебели предпочтение лучше отдавать изделиям с маркировкой FSC.
Организуйте в конторе раздельный сбор мусора как минимум по трём критериям - бумага, пластик, стекло. Но этот пункт пока можете пропустить, потому что в России, увы, все отходы в итоге оказываются вперемешку в одном месте - если уж не в баке, то точно на свалке.
Откажитесь от бытовой химии с хлором, хлорорганическими соединениями, фосфатами и фосфонатами, а выбирайте такую, которая после использования разложится за короткий срок на безопасные компоненты как минимум на 90 процентов.
Старайтесь покупать канцелярские товары и технику, не содержащие поливинилхлорид - бесцветную прозрачную пластмассу. И вместо пластиковых окон, если надумаете их менять, установите деревянные или металлические стеклопакеты.
Откажитесь от одноразовой посуды в офисе, а если такое решение невозможно, найдите место, куда её можно сдавать на переработку. Это же касается и отслуживших картриджей, батареек и офисной техники. Правда, здесь, скорее всего, получится та же история, что и с раздельным сбором мусора.
И последнее. Не забудьте повесить в офисе плакаты, призывающие сотрудников к экономии ресурсов. А ещё по корпоративной почте делайте рассылку по экологической тематике, устраивайте экологические мероприятия и конкурсы. Но учтите, что коллеги могут и не разделить ваш энтузиазм. Впрочем, если вы руководитель, им, конечно же, придётся полюбить природу и делать всё для её спасения.