Администрация города проинформировала, что газовые сети будет обслуживать вновь созданная компания — муниципальное унитарное предприятие «Магнитогорские газовые сети».
Создание нового муниципального предприятия — дело не простое и, наверняка, затратное. Поэтому у многих горожан сразу возникли вопросы:
С 2005 года в городе работает газораспределительная организация «Газпром газораспределение Челябинск» (прежнее название «Челябинскгазком», «Магнитогорскгазком»). Она была создана по инициативе областных властей, ее задача — обслуживание газовых сетей муниципальных образований, а также сетей, брошенных на тот момент, бесхозных.
С 2007 до 2011 года эта организация единственная имела статус газораспределительной в Магнитогорске, и именно ей по закону были переданы в аренду муниципальные сети. За прошедшие годы работы «Газпром газораспределение Челябинск» привел сети в нормальное состояние, соответствующее требованиям безопасности. Ядром трудового коллектива стали опытные специалисты, бывшие сотрудники ОАО «М.газ».
Параллельно часть наиболее выгодных с точки зрения транспортировки городских сетей начало эксплуатировать ООО «Магнитогорскгазстрой», владельцы которого выкупили контрольный пакет акций ОАО «М.газ».
Некоторое время назад ООО «Магнитогорскгазстрой» обратился в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на предоставление преимущества «Газпром газораспределение Челябинск». С 2008 года действует статья Закона о конкуренции, которая обязывает органы самоуправления проводить торги при передаче прав владения или пользования на муниципальное имущество. После долгих судебных разбирательств договор с «Газпром газораспределение Челябинск» расторгнут.
С 23 марта сего года городские сети практически не эксплуатируются, не защищены от электрохимической коррозии, и с каждым днем возрастает опасность их повреждения с последующими авариями и инцидентами.
Что на сегодняшний день представляют собой газопроводы, принадлежащие городу:
Городская казна получала арендную плату от АО «Газпром газораспределение Челябинск» в размере 3,5 млн. Большая часть этой суммы шла на капремонты газовой инфраструктуры. Газовые сети находились в эксплуатации у грамотных специалистов, имеющих за плечами немалый опыт работы в газовом хозяйстве. Постоянный контроль осуществлялся на уровне Ростехнадзора.
В течение трех месяцев, пока шло рассмотрение дела в арбитражном суде, чиновники могли выработать правила взаимоотношений между городом и газораспределительными организациями. К примеру, перенять опыт большинства муниципалитетов области. А именно – передать сети на каком-либо имущественном праве газораспределительным организациям. При этом газовая инфраструктура обслуживается за счет средств ГРО, но имущество остается за муниципалитетом, город не несет никаких затрат на его содержание и в любое время может расторгнуть договор. Это обеспечивает и интересы города, его жителей, и дает гарантии безопасности. Можно было также искать решение в заключении взаимовыгодных договоров на техническое обслуживание.
Но магнитогорские чиновники пошли по другому пути: они решили создать новую муниципальную организацию. Согласно подсчётам экспертов этого рынка, только текущие затраты на содержание новой организации составят около 100 млн. руб. в год. И это без учета расходов на создание и первоначальное оснащение. А ведь нужно будет содержать производственные и административные здания, гаражи, автотранспорт, специализированную технику. Выплачивать зарплату штату сотрудников, которых еще нужно обучить и аттестовать. Необходимо выполнять законодательство по обеспечению безопасности опасных производственных объектов, в частности – осуществлять их страхование. Необходимо оснастить оборудованием специализированные службы: лабораторию, службу электрохимзащиты, ремонтную службу, аварийную службу с диспетчерским пунктом, производственные и технические отделы, кабинеты охраны труда и инструктажа, приобрести транспорт для обеспечения потребностей нового предприятия. Необходимо будет обосновать затраты для получения тарифа на транспортировку и получить статус газораспределительной организации.
Эффективно ли такое использование городского имущества, в котором пытался убедить Городское собрание комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации города? Вызывает большое сомнение! Выгодно ли это будет городу, если, к примеру, даже крупнейшее предприятия города — ПАО «ММК», имея свой газовый цех, заключает договоры на техническое обслуживание с ГРО. Заключили договоры и трест «Магнитострой», и ООО «СИТНО». А уж на этих предприятиях деньги считать умеют.
С приходом новой команды в Администрацию города ранее налаженная работа по эксплуатации городских сетей была практически свернута, ситуация не нашла иного решения, как создание новой нагрузки на муниципальный бюджет.
Не исключен и такой вариант развития событий. Сначала произойдут инвестиции за счет бюджета, то есть за счет жителей города в создание нового предприятия. А через год может выясниться, что новый МУП убыточный, и далее — приватизация, продажу под конкретные лица...
То есть принимаемое решение никак не в интересах простого горожанина, и уж точно не для экономии городской казны!