Опубликованный 25 февраля в нашей газете материал "Зебры" бывают лишними?" на тему недостатков в организации пешеходных переходов сподвиг читателей высказать свое мнение.
Большинство - конкретные предложения о создании безопасных условий для пешеходов и водителей.
Забегая вперед, отметим: необходимость сокращения опасных нерегулируемых пешеходных переходов признает большинство магнитогорцев, как пеших, так и водителей. Именно об этом не так давно заговорили в высшем руководстве Госавтоинспекции страны. Причем речь не о тотальном сокращении "зебр": акцент ставят на ликвидации именно избыточных переходов и полноценном оборудовании, включая установку светофоров, тех, которые действительно "переправляют" большие людские потоки.
Вот строки из письма Валентина Гораева: "Еду следом за грузовиком в правом ряду по улице Советской от улицы Доменщиков к улице Труда. Грузовик закрывает обзор, но я знаю - впереди очередной, не регулируемый пешеходный переход. По тротуару в попутном направлении неспешно идет пожилая женщина. Инстинктивно снижаю скорость, увеличивая дистанцию до грузовика впереди. Дама, достигнув "зебры", удивительно резко поворачивает налево, пропускает грузовик и смело шагает на проезжую часть прямо мне под колеса. Экстренное торможение, и автомобиль замер у "зебры". Дама гордо продефилировала мимо бампера, погрозила кулачком и высказала в мой адрес столько "ласковых" слов, сколько не слышал за всю свою жизнь…"
Согласитесь: ситуация более чем распространенная. Вопрос за засыпку: кто и в чем в этой ситуации прав и кто, напротив, допустил нарушение? К автору письма еще вернемся.
Мы не раз сообщали о трагедиях на нерегулируемых пешеходных переходах. Одни из самых опасных находятся по улице 50-летия Магнитки. Широкая улица: тротуары, три полосы движения в каждую сторону, разделенные газоном. На нем - огороженные автомобильные стоянки. Пешеходные переходы обозначены необходимыми знаками, но, честно говоря, недостаточно освещены. Но даже в светлое время суток опасно переходить эту проезжую часть. Из-за забора стоянки пешеходы появляются на проезжей части неожиданно для водителей. Хорошо, если человек за рулем "инстинктивно", как Валентин Гораев, снижает скорость перед "зеброй". Но все ли так поступают? К сожалению, по объективным и субъективным причинам далеко не все. Современный автомобиль быстро разгоняется до высокой скорости. А вот резко затормозить даже на чистом и сухом асфальте не получится. А когда дождь, снег или наледь?
Ольга Мошкунова, автор другого письма, полученного на электронный адрес редакции, сообщает: "Когда вечером или утром едешь по улице Советской, а фонари еще или уже не горят, практически не видно ни пешеходов, ни пешеходных переходов. Пару раз видела, как машины тормозили в последний момент. И сама, к сожалению, была в подобной ситуации. На пешеходных переходах на остановке "Гастроном" на проспекте Карла Марса, 115 и круговом движении на "Юности" обязательно нужно установить светофоры, так как практически бесконечный поток пешеходов создает пробки для движения автотранспорта. И, конечно же, сами пешеходы в опасности, пробегая порой в самых рискованных моментах. На Завенягина, возле торговой галереи "Мост", сделали светофор, и сразу нормализовался поток и пешеходов и автолюбителей".
Трудно поспорить со всем, кроме того, что возле "Моста" все нормализовалось. После перекрестка проспекта Карла Маркса и улицы Завенягина при движении в сторону улицы Сталеваров перед этим светофором зачастую вытягивается такой хвост, что его конец парализует движение на самом перекрестке. Обнадеживает, что "дорожная революция" здесь далека от завершения, а после ее победы перекресток будет удобен, безопасен и комфортен для всех участников движения.
Кстати, продолжая тему "дорожной революции", уместно указать и на некоторые ее недостатки, подмеченные читателями. Владимир Сорока считает, что некоторые "лежачие полицейские" не соответствуют ГОСТам и разрушают подвеску автомобилей даже при движении на малой скорости. Такие "полицейские" замечены перед школами по улице Суворова, 135 и по Сталеваров, 8. "Я ни в коем случае не против создания максимально безопасных условий для детей на выходе из школ - мой ребенок тоже учится. Но и устанавливать сооружения, не соответствующие ГОСТу, а где-то и без соответствующей разметки и знаков, тоже неверно", - убежден Владимир Николаевич.
Насчет "лежачих полицейских" есть у читателей еще одно предложение. Нина Деткова считает, что они необходимы рядом с пешеходными переходами на проспекте Карла Маркса в районе от улицы Сталеваров до улицы Завенягина. Кстати, об этом участке не раз говорили и в руководстве Госавтоинспекции города. Но позиция другая: сократить число переходов, оборудовав один, но со светофором. Главный аргумент - так получится безопаснее.
Насчет этого участка своими наблюдениями поделился уже известный нам Валентин Гораев: "Еду в среднем ряду по проспекту Карла Маркса от Завенягина к Сталеваров. Чуть впереди в правом ряду двигжется пассажирская "Газель". Из-за нее знак пешеходного перехода, да и сам переход, мне не видны. Разметка "зебры" стерлась. Но знаю, что впереди очередной не регулируемый пешеходный переход, и посему надо быть готовым к любым "сюрпризам". Водитель "Газели" резко тормозит и останавливается, я повторяю его действия. И тут же из-за "Газели" на мою полосу движения выкатывается детская коляска, за которой чинно следует юная мамаша. Представьте на моем месте иногороднего автовладельца, который ни сном, ни духом о том, что впереди пешеходный переход. Или местного автолюбителя, для которого 90 километров в час - нормальная скорость…"
Подобных примеров - масса. Еще больше их могут привести сотрудники Госавтоинспекции, которых нередко упрекаем в том, что они сидят "в засаде" едва ли не за каждой "зеброй". Однако, по статистике, наезд на пешехода в последние годы стабильно занимает ведущее место в сводках дорожных происшествий. Карта избыточных и, главное, опасных нерегулируемых пешеходных переходов города обширна. При нынешнем интенсивном автомобильном потоке это не оправдано. Логично, если опасных "зебр" все-таки станет меньше.