Наши "спасибо" и "не спасибо" за Высоцкого

7 декабря в киноклубе "P.S." смотрели и обсуждали фильм Петра Буслова и Никиты Высоцкого "Высоцкий. Спасибо, что живой".

Высказаться захотели многие люди. О фильме, как об однозначной удаче, не сказал никто. Но всех он, безусловно, заинтересовал. А главное, появился повод вспомнить о Высоцком, поговорить о его характере и творчестве, о том, а живет ли он сейчас среди нас. Орфография и пунктуация авторов сохранены.

Татьяна Таянова, преподаватель филфака МаГУ

Если же говорить о днях за днями и представить себе, кто же они такие и как они  выглядят - любящие нас, то каждый может нарисовать себе картинку с сюжетом.  Картинка совсем  несложная.  Нужно только  на  время уподобиться, например,  жар-птице,… у  которой родичи и любящие нас  люди выдергивают яркие перья.

Владимир Маканин.

Да, этот фильм о любящих Высоцкого. И отчасти о нас с вами. Мы ведь тоже его любим, и, что немаловажно, именно для нас это кино о нем сделали.

Я бы очень хотела написать такой отзыв: "Чье сердце не порезали, не надорвали его зов, крик и хрип? Всему миру сокровища души розданы. Гений - всегда отдатчик. Но бесконечно отдавая можно ль выжить? Всегда нужен кто-то, кто бы не брал только, а давал тебе: "Я замучил вас собой, а вы до сих пор со мной. …Я благодарен вам. Я живу только терпением вашим. Верностью. Я молюсь за вас. …Господи…пусть им будет хорошо. …И если сбиваюсь или забываю, то опять, с самого начала, всех. Господи, пусть всем будет хорошо, всем кто меня любил, кем я жив, даже тем, кто ушёл и забыл… пусть им будет хорошо. Господи, дай мне сил высказать, как я их люблю…".

И он в своем дружеском кругу, в окружении своем берет то, что видит своим щедро-благодарным сердцем: терпение, верность, прощение, любовь, помощь. А мелочности друзей, малости, серости, слабости, корыстности, пошловатости словно не замечает. Да он даже во врагах и предателях способен увидеть хорошее… Так вычерчивается не эталон поэта,  но идеал праведника. Он берет в разы меньше, чем дарит, а дарит - всё, жизнь кладет на алтарь служения, честен настолько, что сердце его словно вырвано и на ладони стучит, всё видно, что в нем, - и кровь, и боль, и свет каждого удара. Не для себя, не за себя сердце это. Болен, а исцеляет всех вокруг. Собой самим - силой, смелостью, правдой. Пишет, поет - словно молится.

И в атмосфере мелковатой возни, в процессе ненасытного, а подчас пугающе равнодушного выдергивания перьев жар-птицы, вдруг обнаруживаются и жертвенность, и терпимость, и бескорыстие, и подвиг. Словно, попав в его ауру, перенимают у него люди прямую повадку - быть человеком, обходясь без лжи. Только если человек маленький, то и подвиг его будет маленький, но от этого подвигом он быть не перестанет. Подвиг - повести себя как честный человек? Судя по финалу фильма, где дано преображение двух противоположных, но одинаково надломленных госмашиной людей - капитана (героя Андрея Смолякова)  и Леонида (героя Дмитрия Астрахана), да, подвиг. И Высоцкий вдохновлен им так, что в самолете на рваной пачке сигарет пишет стихи большого человеческого роста. 

Вот о чем могло бы быть это кино, если бы это действительно показали.

Не хватило важного ингредиента - чувства настоящего, подлинного, тех интонаций, с которыми он жил, пел и говорил. Я не о пресловутой маске. Высоцкого невозможно сыграть в принципе, ни в ней, ни без нее, потому что его энергетику не подделать никакими актерскими ухищрениями, сила его с экрана не польется.  Выйдет, максимум, фильм об окружении, или о "среде". Но тут среда актёрит настолько (либо совсем не играет, как Акиньшина), что не веришь в: "Я живу только терпением вашим. Верностью. …Господи, дай мне сил высказать, как я их люблю…". Почти мистическую историю "первой смерти" поэта превратили в занимательное приключение с прослушкой, слежкой, погонями, доносами, допросами и даже неудавшимся изнасилованием. Вспоминаются розановские наставления о том, что нельзя открывать, называть громко то, что должно быть в тайне и молчании. И не надо про "отвернутся - значит не любили". Любовь скромна, она не ищет скандала, она не любопытна, она способна понять про боль без подробных, под одежду заглядывающих, иллюстраций.

Так что… Отзыв получился таким. Мы все его любим. Не только по-своему. Есть что-то общее во всех наших представлениях о Высоцком, в его восприятии. Ответить на вопрос "что?" - все равно, что разгадать тайну национального характера. Жизнеспособность, потрясающая жизненная сила и оптимизм вопреки,  назло всему, даже несвободе, смерти. Упорство с примесью бунтарства, лихости. Страстность, стихийная мощь души. Жертвенность с оттенками праведности и чудотворства.

Кто вообще такой - народный поэт? Выразитель идей и мнений большинства? Нет. Пусть так лучше говорят о политиках. Думаю, тот, в ком индивидуальное и народное не борются (набившие оскомину "поэт и чернь"), а живут в единстве сердца. Слезы народные, радости, чаяния, страхи и победы… Народный поэт всем и всеми болит. И выражает общее так, что каждый примет только за свое. Какие там "песни-роли"? У Высоцкого все - правда. И главная правда - Судьба.

Когда смотрела фильм, пыталась ответить: Петр Буслов вообще о ком? О своем или о нашем поэте? О своем если, то выйдет кто-то по размеру автору, приблизительно вровень с ним (себя  ж не перепрыгнешь). А если о нашем, то намеренно он выстраивал его личность в соответствии с гласом и вкусом народа (чтобы всем понравиться) или плевал на любую намеренность и к категории народности сердцем обращался?

До Высоцкого фильм Буслова не дотянул, уже потому что народность его чисто внешними приемами в кино показана. Хлопают стоя, зовут, рвут на части, покупают билеты пачками, слушают и прослушивают…

Впрочем, давайте будем честными, включим свет в зале: а кто б сегодня дотянул до Высоцкого? Чтобы говорить о нем языком такого же правдивого искусства, какое нес он, нужен чистейший кинопроект, свободный от лоска бюджета и блеска продюсерских имен, не "клонирующий" его, а реанимирующий нас. Нужны другие МЫ. В ком ЖИВЕТ, а не присутствует Высоцкий. Кто живет хотя б наполовину так, как он писал и жил. Или просто тоскует по жизни, финиш которой - горизонт, а не успех.

P.S. На обсуждении фильма в киноклубе "Джаз-синема" я задала вопрос о том, известна ли кому-нибудь кинобиография великой личности, адекватная ей. Ответа не нашли. Сейчас вот подумалось - Андрей Тарковский "Андрей Рублев".

Лиана Бородецкая,  художник

Начну с того, что, по моему личному убеждению, ставить спектакль или снимать фильм о знаменитой личности - это крайне сложное и, чаще всего, неблагодарное дело, так как каждый зритель имеет свое представление об этой личности, тем более когда речь идет о такой значительной для нашего народа фигуре, как Высоцкий. И в данном случае, если фильм с треском не провалился - это уже победа!

Татьяна спрашивала на обсуждении фильма в киноклубе: знакомы ли мы с каким-либо фильмом о гении, который бы соответствовал масштабу таланта художника. На мой взгляд, такой фильм создать невозможно, так как что может быть неоднозначнее личности художника и его творчества, в то время как фильм, являясь отражением отношения режиссера и сценариста к гению, есть ни что иное как один взгляд, единственное из многих мнение о нём. Можно взять, к примеру, фильм Милоша Формана "Амадей", конечно, невозможно сказать, что этот фильм раскрывает в полной мере зрителю сложную натуру гения, но, тем не менее, фильм является совершенно самостоятельным произведением, которое интересно смотреть независимо  от того, знаком ли ты с товарищем Вольфгангом или нет. В "Амадее" хорошая драматургия, замечательные актерские работы, особая прелесть атмосферы, созданной оператором и художником, этот фильм грамотно манипулирует нашими эмоциями, взывая к неравнодушному просмотру, к состраданию героям. В случае с фильмом о Высоцком, я бы не стала просматривать его повторно, так как сам фильм, тем более, если абстрагироваться от того, о ком он, довольно слабый.

Начать можно с подбора актеров: актерский состав смотрится неорганично, каждый хорош по-своему, но вместе получилось несъедобное блюдо. Татьяна попросила нас не обсуждать маску, но не коснуться этого невозможно, так как это, на мой взгляд, и есть самая главная ошибка. Все время по ходу просмотра фильма у меня крутилась в голове мысль о пошлости, о китче в случае с таким портретно точным воссозданием образа Высоцкого. И я не могла найти этому убедительного объяснения, оно пришло позже. Как я уже писала выше, фильм является лишь мнением конкретного режиссера, которое может быть вполне ошибочным либо слишком плоским. Биографический фильм - это некая интерпретация жизни личности, и в этом случае вполне уместно подобрать актера похожего на творца, но не совать гения в кадр! К чему такой самонадеянный и пошлый ход? Притом, что Высоцкий был актером, получается - мы видим товарища Высоцкого, который играет в фильме про самого себя, при этом рядом с ним находятся до боли современные физиономии. Ургант - вообще лицо медийное с определенным амплуа, которое не скрыть усиками и париком... Неподвижное восковое лицо, не передающее нужных эмоций, Сталина так же "делают" в наших фильмах. Но Высоцкий не Сталин. Я все же останусь при мнении о том, что если бы режиссер взял никому неизвестного актера, по типажу лишь схожего с Высоцким, который сыграл бы эту роль на разрыв аорты, это было бы куда честнее, а главное - органичнее выбранному формату кино. Либо портретное сходство должно было быть у всех героев. А так цирк, трюки...

Далее, вызвало большие сомнения музыкальное оформление фильма (речь, конечно, не о песнях В. Высоцкого). Какие-то шаблонные музыкальные вставки, будто из американского боевика типа "Крепкого орешка".

Также удивил режиссерский прием: любое эмоциональное напряжение, чуть намекающее на патетику, тут же снимать шуткой. Особенно врезался в память момент с клинической смертью Высоцкого, когда Сева Кулагин выливает на тело воду и задевает врача, а он задорно его материт, при этом все снято крайне динамично и неожиданно, так что невольно заставляет зал хихикнуть, но в этот же момент врач говорит, что Высоцкий умер. Что это - недоверие к зрителю, боязнь пафоса? Я не поняла.

Но в фильме есть очень хорошие и сильные моменты. Я насчитала два. Молитва - просто потрясающе, настоящее покаяние, раскрытие нежной и ранимой стороны Высоцкого. Мы словно видим в нем маленького мальчика, ребенка, который больше всего на свете боится потерять родных. Также здорово, что это откровение слышит его враг - полковник КГБ, ведь он не снимает наушники, продолжает слушать, зачем? Думаю, в этот момент в нем произошли первые перемены. Обнаженность, ранимость Высоцкого на мгновение сделали ранимым и полковника.

Сильный момент фильма - разговор в аэропорту Высоцкого и полковника. Очень неожиданный и яркий, полностью раскрывший личность поэта, его силу и принципиальную цельность. Тут автор объясняет нам, как важна художнику свобода. Он не может стать бесхребетным.

Русский художник и историк искусства Бенуа писал, что истинное искусство обязано отражать эпоху и тяжбы отечества. Высоцкий был одним из самых точных портретистов своей эпохи, но, к сожалению, этот фильм не сумел объять одновременно и мощь художника и эпоху, в которой он творил.

В целом, фильм о месте и миссии творца в нашей жизни. О совести и выборе. Он призывает, по примеру нашего поэта, жить и поступать по совести и чести, презрев любые препятствия. Фильм о призвании, как о жестоком приговоре или диагнозе, который не под силу изменить ни любимой женщине, ни всемогущей власти. О великой повседневной, ежесекундной искренности, которая присуща лишь людям, наделенным истинным даром творца. В фильме "На Верхней Масловке" Константина Худякова поднимается та же проблема искренности художника и принципиальности в чистоте служения искусству. И в этом фильме, где показан творец, не имеющий ни права, ни возможности изменить своим принципам, уйти от себя, стать проще и гибче. Фильм про общество, которое пожирает гения своего времени до конца, до потрохов, а потом набивает чучело, обзывает героем и платит дань памятью, признанием и всенародной любовью. И так было с каждым гением. Нет у гения другой судьбы, и нет гению забвения!

Александр Худяков, студент МГТУ

Вот и сняли кино про Высоцкого.  С большой помпой, на деньги Первого канала, с именитыми актерами и "молодым, перспективным" режиссером. Байопики - сокращение от biographical motion picture - всегда интересовали зрителя гораздо больше, чем перипетии отношений выдуманных персонажей в выдуманных ситуациях. То ли это сказывается пресловутая страсть к "реальности" изображаемых на экране событий, то ли бескорыстное желание просветиться и, не особо утруждаясь, прикоснуться к фигуре кумира, но тем не менее, такие фильмы имели и имеют серьезный спрос на рынке. Как и в любом массовом производстве, от этого страдает качество выпускаемой продукции, и потому в сегменте кинобиографий на одно хорошее кино приходится по десять ширпотребных поделий, часто дорогих, пышных и совершенно бессмысленных и бестолковых, в основном занятых спекуляциями на безвинной памяти знаменитого в прошлом деятеля. А уж если лента посвящена культовому персонажу, то здесь вообще благодать - снимай себе что угодно, срывай аншлаги на просмотрах да деньжата стриги. Не хотелось бы откровенно заявлять, что фильм "Высоцкий" стал жертвой этой подлой конъюнктуры. Нет, не стал. Но пронесся буквально над самым краешком бездонной пропасти.

В фильме нет динамичного сюжета, хотя эту горестную лакуну всем сердцем ощущают продюсеры и буквально заставляют режиссера в некоторых местах нагнетать напряжение, чтобы уж не совсем заскучал среднестатистический зритель. Однако первоначальный замысел, пусть и не отмеченный оригинальностью, подкупает простотой - в два с лишним часа уместить небольшой отрезок времени из последних лет Владимира Семеновича, таким образом показав нам его со всех возможных сторон. Так, как он видится сценаристу, режиссеру и, может быть, исполнителю главной роли. Следует выделить прилагательное "первоначальный" - оно очень важно, поскольку, как мне кажется, этого самого первоначального осталось едва ли на треть.

Да, в фильме Высоцкий ходит, поет, говорит замечательные слова, в муках отходит от ломок, многозначительно молчит и даже умирает и заново воскресает. Совместите такую палитру чувств с личностью гениального поэта, музыканта, актера и человека огромной нравственной силы, и при должном таланте и умении можно получить шедевр. Шедевр такого масштаба не затмит исполина, но подопрет его плечом, на несколько часов вновь оживит его, и даст возможность - даст именно Высоцкому возможность еще раз выйти на давно покинутую сцену и снова спеть, осушив и наполнив души зрителей. И все в одно мгновение. Не о таком ли фильме мы мечтали?

Но нет пророка в своем отечестве, и даже если бы явилась в мечтах Буслову такая греза, то он же первый ее постарался бы забыть. Страшно браться за такое, особенно если за спиной конгломерат инвесторов и каждый рискованный шаг может оказаться последним. Вот и идет режиссер по пути наименьшего сопротивления, а  фильм обретает очертания тотального компромисса во всем. Главная беда кино - это попытка отдать на откуп Высоцкому все, что должен был сделать режиссер самостоятельно. Ведь это его задача - осветить своего главного героя, дать зрителю новое понимание и новое чувство, не забыв про собственный взгляд и собственное отношение к тому, кого ты изображаешь и о ком пытаешься рассказать. Вместо этого - пресность, дежурная прогулка по канве сюжета, беглый осмотр действующих лиц и бесконечное нервное оглядывание на Высоцкого, мол, спасай положение, а я в уголке постою. Хочется верить, что режиссер просто побоялся вложить в фильм свою душу - но вдруг и души-то нет?

И все же Высоцкий, несмотря на нерешительность постановщика, и вправду спасает положение. Его обычные реплики, всегда короткие, рубленые и законченные, замечательно контрастируют с исповедальной красотой одинокого монолога; его отношение к друзьям, людям, творчеству, проникнутое удивительно нравственной и смелой чистотой, ненавязчиво оттеняется внешней неразберихой во внешней же жизни. Он впитывает этот мир постоянно и бесконечно, все вокруг него, пусть перевернутое с ног на голову, ему нужно как воздух, и он сам всему нужен, всему необходим. Он и над, и внутри, он падший и святой, он надломленный и цельный. Ибо каким еще должен быть настоящий поэт?

  Может быть, этот Высоцкий - заслуга сына-сценариста, может быть - плод воображения зрителя, знакомого с фигурой гения и потому дорисовывающего того Высоцкого, каким бы он должен быть. Ведь этот Высоцкий проснулся не во время просмотра фильма, а лишь потом, во время обсуждения - в словах людей, говорящих о нем и о том, каким он был для каждого - и родным, и чужим, и далеким, и любимым, и безразличным. Ведь это только фильм безъязыкий и серый, а Высоцкий и все, кто после просмотра говорил о нем - живые.

Дмитрий Китаев, ассистент кафедры философии МГТУ им. Г.И.Носова

О чем можно писать, чтобы не повторяться? Уже много сказано о фильме, много о режиссере, о приемах, о хитростях, интригах и т.д. Скажу о том образе, что, безусловно, есть в фильме, но показан мало. Много всего в фильме есть, но мало самого Высоцкого, хотя там, где он показан, там его образ целостен, равно как и сам Высоцкий в жизни.

Каждый наш шаг, жест, слово отражает нас самих.  В мелочах видно человека, но за мелочами теряется сам человек. Это о нас. Очень много в нас нарисовано мелкими мазками, мы так и рябим какой-то повседневностью, когда же смотришь на Высоцкого, то видишь, как он нарисован крупными, размашистыми, яркими мазками, линиями, жестами. Мы в нашей повседневности не такие. Запутались между походами в магазин за хлебом и вопросами: на какое время поставить будильник на завтра. Хочется видеть смысл своей жизни, смысл не субъективный, а магистральный, огромный, хочется знать, что все не напрасно. Смотришь на Высоцкого и понимаешь, что он знает этот великий смысл и живет, горит, сгорает, осознавая его: он понимает, что все не напрасно.  А мы…

Видишь Высоцкого на экране: человека, у которого есть мощный личностный стержень внутри, и задаешься вопросом, а у меня тоже есть такой стержень? Моя жизнь точно также освещена пламенем смысла? Я горю? Я живу? …. или существую…

Высоцкий и в жизни, и в фильме свободен, потому что принимает на себя полную ответственность за свои поступки. Потому что остается до конца честным с самим собой. Он идет по краю, он перешагивает через черту жизни и смерти и возвращается, чтобы остаться честным. "А я?…  Я такой?", - возникает вопрос. Шагаю ли я такими широкими шагами, смотрю ли я на жизнь, на смерть, на себя широко открытыми глазами, подолгу не моргая? Есть ли во мне этот стержень, что сломить невозможно?  Готов ли я принимать на себя ответственность? Свободен ли я?

Мы часто закрываемся от этих вопросов. Нам часто даже, иногда, даже в зеркало смотреть стыдно. Универсальным показателем культуры, является, на пример, выкинет ли человек бумажку на землю или плюнет, когда идет по улице один и никто его не видит? Мы должны ответить на этот просто вопрос. Открыто, честно признаться, как делал это Высоцкий. А уже после этого думать обо всем остальном.

Фильм, если честно, очень скупо показывает самого Высоцкого, незаметно переносит акценты на другие "голливудские аспекты". То немногое, что показано о Высоцком складывается в нашем сознании с тем, что мы знаем и самое главное, как мы чувствуем Высоцкого. Фильм как раз не о герое. Фильм о четности и ответственности.  Высоцкий образом своих действий, своими мыслями преображает всех вокруг себя. Ему не за что стыдится, он принимает ответственность за свои действия. Ответственность Р. Мэй определяет как "способность рассматривать непосредственную ситуацию во времени и пространстве и мыслить в перспективе отдаленных последствий принимаемых решений".

Творчество Высоцкого поразительно влияет на  окружающих: его песни, его стихи, мысли.  Но преображающая, очищающая сила творчества невозможна без принятия полной ответственности. Может, в этом "секрет" пронизывающей душу поэтики. Как верно, по моему мнению, заметила Екатерина Лукьянова, самого Высоцкого в фильме просто нет. Есть некий образ. Образ честного человека, принимающего на себя ответственность. Сегодня нам этого не хватает.

Мария Лебедева, студентка МаГУ

Когда затихает последняя песня фильма и в зале становится тихо, совсем не хочется отвечать на вопрос "Как?".

Удивительно, но в детальном, тщательно проработанном и по-своему красивом кино кажутся совсем неважными детали (может только для меня - так?). Не хочется почему-то и знать, сколько усилий было затрачено на создание видимости советской эпохи, осознавать, какие мучения и старания кроются за сотворением видимости Высоцкого.

Гораздо интереснее для меня был другой вопрос: "Почему?"

Почему именно он, чья жизнь оборвалась три десятилетия назад, он живший в другой, незнакомой для многих эпохе, всё же собирает сейчас огромные залы? Почему именно его теперь так много показывают по телевизору, и при этом, стоит заметить, он вызывает не меньший интерес, чем обещающие сказку политики? Почему…

Просто Высоцкий нужен людям сейчас. Нужен многим, хотя все и видят его разным. Для кого-то необходим Бог, неоспоримый идеал, в который хочется верить - и его превращают в такое совершенство.  Другим нужен сборник человеческих пороков - и люди вспоминают о его недостатках.

В фильме же он - человек. Не идеальный, как и все люди, вечно раненый и ранящий других, в отчаянии просящий о милости к любящим его людям. Любящий и ненавидящий. Но… Тот ли Высоцкий? Живой ли?..

С самого первого кадра было безумно грустно смотреть на всё, что на экране происходит. Нет, у фильма вполне светлый посыл, но… Кино показалось хорошей, искренней попыткой хоть как-то воссоздать, реанимировать то, что уже не вернуть. С тем же отчаянием маленький мальчонка пытается оживить упавшую с неба птицу, стараясь слабыми ручками слепить из вороха скомканных перьев прежнюю лёгкость, силу, изящество, красоту. Такая щемящая тоска по крылатости. Или по самому полёту?..

Старинные часы со сломанным сердцем останавливаются навсегда. Можно, конечно, острой отвёрткой сковырнуть крышечку, вычистить внутренности, поменять сердцевину, но… Прежними ли, живыми они будут?.. Останется только корпус - внешность, а остановившееся сердце не сможет починить даже самый искусный и аккуратный мастер.

Но горячесть сердца Высоцкого ещё можно отыскать, почувствовать можно. Всё просто, гораздо проще, чем похожесть масок и точность восстановления интерьеров. Он в каждом, кто любит его, в стихах его и песнях. Пусть и для каждого - свой, особенный. И общаться с ним можно по-своему. Для меня - в пустой тёмной комнате, с песнями Высоцкого, с его голосом. И неважно, как выглядел он, главное - действительно, живой.

Теперь, после фильма, мы могли говорить о Высоцком. Говорить - вместе! То, чего нам всем так не хватает: "Человеку нужен человек". Благодарна этому кино за попытку показать сильного, горячего, любящего и живого человека, который сейчас так нужен. За возможность быть вместе. 

Вера Масляницкая, администратор  театра драмы им. А.С.Пушкина

Подумаешь - с женой не очень ладно.

Подумаешь - неважно с головой.

Подумаешь - ограбили в парадном.

Скажи еще спасибо, что живой.

В.Высоцкий, 1969 г.

"Спасибо, что живой" - фраза, которая была написана рукой Высоцкого в момент полета и освобождения в конце фильма П. Буслова, стала для меня ключевой. Спасибо, за то, что можно еще верить в искренность, за то, что человек был, есть и будет, пока поют его песни, пока читают его стихи, которые вневременные, безграничные, честные, чистые.

Кино, о человеке, ставшем легендой своего времени благодаря чистоте и искренности действий и творчества, заслуживает особого внимания, лишь только за то, что это попытка показать современному человеку настоящих героев своего времени, а, возможно, и нашего. У нас мир, в котором не во что верить и не за что зацепиться, но так иногда хочется увидеть что-то живое, настоящее без примеси осуждения и цинизма. Таковым являлся Высоцкий при жизни, таковым его видел сын и автор сценария Никита Высоцкий, таковым попытался показать его режиссер.

Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю, и еще -

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда - наполовину

Или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрелов в упор

Высоцкий в фильме - это сгусток энергии, мужской силы, которая бралась из всего окружающего: людей, друзей, природы, самой жизни, дыхания, мысли, но одновременно это уже глубоко больной человек, израсходовавший себя практически без остатка ради жизни, полной, непредсказуемой, беспощадной.

Я не люблю себя, когда я трушу,

Досадно мне, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более - когда в нее плюют.

  Все же образ героя фильма омрачен лишь одной деталью - акцентированием на способе лечения этой болезни, а именно - морфин. Здесь он становится практически полноценным героем фильма, который нет-нет, но отвлечет на себя внимания от личности Высоцкого. Возможно, такой настойчивый акцент на употреблении наркотиков Высоцким был попыткой режиссера затронуть проблему наркомании в мире, дабы фильм стал не только картиной о личности, но и имел социальный окрас. Но даже этот весьма неприятный настойчивый акцент автора фильма не смог затмить саму личность Владимира Семеновича, сформированную в головах людей его стихами, голосом, фильмами и рассказами его родных и друзей о нем. Вся эти знания, наложившись друг на друга, создали контрастное впечатление о фильме и о герое, нарисованном в картине. Сам фильм, несмотря на очень интересную операторскую работу, временами напоминал американский экшн, с погонями, детективными расследованиями, угрозой тюрьмы, чудесным освобождением от всех пережитых неприятностей и пейзажей узбекской пустыни, напоминающих фильмы о Техасе. Скорее всего, испортило впечатление предвзятое отношение к фильмам с заставкой "Коламбия Пикчерс", которая автоматически побудила меня к сравнению данного фильма с продуктами американского кинематографа. Для себя найденные сходства я определила, как попытку режиссера сделать фильм доступным для понимания нынешнего поколения. Таким образом, фильм действительно становится доступным, но в головах молодежи может сформировать не совсем правильный образ Высоцкого.

Появление картины о столь недалеком прошлом, и о человеке, память о котором совсем не угасла, вызывает  вопрос о том, почему именно сейчас нам показывают героя, возможно, потому что сейчас у нас нет героев, авторитетов, личностей, за которыми можно идти невзирая на их образ жизни. Для меня кино стало еще одним штрихом в понимании этого необычного и для меня совершено настоящего и искреннего, чистого в своих действиях и побуждениях человека. Не скажу, что этот штрих изменил мое отношение к данной личности, скорее дополнил, но все же фильм о герое создан как нельзя кстати, даже несмотря на некоторую американизированность и осовремененность его изображения.

Евгений Ращупкин, студент  МаГУ

Владимир Семенович Высоцкий - это эпоха. Это огромная по значимости культурная веха нашей истории. И как личность, и как поэт, и как актер, и как бард - он прочно занял свое место в сознании нескольких поколений. И вот нашему вниманию предложили первый художественный фильм об этом человеке. Фильм достаточно спорный, на мой взгляд, и спорный в том плане, что нам показали другого Высоцкого, которого мы знаем. С одной стороны, наркоман, с другой - человек, имеющий романтическое увлечение на стороне при живой жене. Это прежде всего бросается в глаза. Но несмотря на эти моменты, на которые обращают наше внимание создатели фильма, Высоцкий тем не менее показан человеком искренним, сильным, с огромной энергетикой, и, конечно, гениально талантливым человеком. Именно таким Высоцкий и был - атлантом, который держит небо на каменных руках, как в песне Городницкого. И мы запомним его именно таким. Мы знаем и помним его по песням, по ролям в театрах и фильмах, по концертам и документальным фильмам. Картина Буслова, созданная, безусловно, прежде всего, с коммерческой целью, все же оказалась первой попыткой художественного взгляда на Высоцкого как человека. Сделать хороший фильм о личности такого масштаба достаточно сложно, все равно останется слишком много недовольных. Тем не менее, режиссер попытался, и я бы не сказал, что эта попытка провалилась. Фильм получился неплохой, красивый, интересный, даже появилось желание его пересмотреть. Подкупает искренность персонажей, их живость. Хочется отметить отличный актерский ансамбль, его великолепную игру. Оставлю, пожалуй, на суд зрителя личность исполнителя главной роли и степень его загримированности - я не в восторге от этого. В целом, впечатление осталось благоприятное и от фильма, и от обсуждения, было о чем поговорить, а о Высоцком можно говорить много. Его зритель не отворачивается от него и через 30 лет после смерти. Раз не отворачивается, значит любит.

Анна Головина, мерчендайзер

Господи, бедный Безруков! Мемов про него уже наделали, грязью фильм Карамба-ТВ облила. Ну, не в этом суть. Маску уже все обсудили. Да, мимики не было, голоса прям как у Высоцкого не было, но то, что он присутствовал в фильме, это главное! Даже момент в кино есть, когда героя не было на сцене, а ему всё равно хлопали, он же всем показал, что это он, что он пришел, но не мог выступить.

По моему мнению, всё вышло, хорошо, гладко и славно. Меня фильм впечатлил отдельными моментами, и я даже прослезилась. Что доктор, что Сева, конечно, не такие колоритные персонажи, но они его друзья и ради него сделают всё: и споют за него, если надо, и машину со скорой остановят. Я бы не сказала, что они из него деньги качали. А вот Фридман все соки выжимал из него, болен поэт, не болен, вот надо ему денег срубить и всё. А образ Татьяны! Она же ради него на всё готова была, он же для неё - всё! Даже когда у них был конфликт, она не ушла, быстро шагая, а побежала за ним.

Конечно, минус в том, что показали Высоцкого как наркомана, хотя даже этого вовсе не хочется замечать. С одной стороны, это правильно не могли же они его показать всего такого правильного и хорошего. Как у всякого нормального человека, должно быть что-то в нем хорошее и что-то плохое. Как только ни пытались из Бехтеева сделать строгого полковника КГБ, ну сразу же понятно стало, что никого он не захватит, и Татьяну отпустит. А последняя сцена в самолете, наверное, самая лучшая!

В этом году было множество премьер русского кино, хотя ни одного фильма сейчас вот вспомнить не могу, наверно, потому что не заинтересовали. "Высоцкий. Спасибо что живой" - хороший конец 2011 года.

Антон Коровкин, технический специалист ООО "МагМаркет"

На мой взгляд, фильм фальшивый и пластиковый до невозможности. Для меня настоящий Высоцкий, это Высоцкий в "Место встречи изменить нельзя". Тут же из него сделали эдакого русского Курта Кобейна. Мне совершенно непонятно было, зачем эти крупные планы пачки сигарет "Мальборо", когда все остальные курили папиросы. Заострение внимания на этом мерседесе и то, что такой только у Брежнева еще был. Если подумать, весь сюжет фильма в том, как его любовница везла ему наркотики, в то время как он не поехал к жене в Париж, а улетел на левый концерт ради денег. Что за безумная пошлость? Я не думаю, что Высоцкий достоин подобного. Зачем копаться в грязном белье? Он же был национальным героем страны того времени! А тут: посмотрите люди, не такой уж он и хороший, не такой уж он и герой.

В результате получилось эдакое поп-корн-кино, которое решило сделать денег на теплых чувствах большинства населения России к Высоцкому.

Сценарий, режиссура, актеры, операторская работа, все настолько простенько и средненько, что, честно говоря, вызывало отвращение. Вызывало потому, что я ожидал чего-то гораздо, гораздо большего. Да самое элементарное, почему так мало его песен в фильме? Про кого фильм вообще получается? Про всех и не про кого в то же время. И меньше всего - про Владимира Семеновича. За попытку 5 из 10. Кстати, то, что создатели фильма хотели выехать за счет всеобщей любви к Высоцкому, было хорошо видно на обсуждении фильма в киноклубе. Наверное, 80% говорили именно про Высоцкого и о том, как они его воспринимают, а не о кино.

Наталья Новоселова, педагог-организатор туристического клуба "Ирий", отдела туризма и краеведения "Экополис", МОУ ДОД "Дворец творчества детей и молодежи", педагог дополнительного образования.

Поскольку фильм с претензией на биографию, в глазах зрителя он выигрывает за счет главного героя. После просмотра у меня появилась мысль о том, что что-то не так, чего-то не хватает.  И после обсуждения поняла, чего именно. Если на мгновение представить, что не знаешь, кто такой Высоцкий, то фильм практически не имеет ценности. Зритель огромную часть додумывает…  Причем додумывает ровно столько, сколько знает.

На экране я увидела уставшего, часто безвольного человека. Ни экспрессии, ни энергии… Пожалуй, за исключением пары эпизодов (когда покупают ковер на рынке и едут в аэропорт). Этот фильм больше об окружении Высоцкого, чем о нем самом. Отвечая себе на вопрос, чего не хватало в фильме о Высоцком, говорю - самого Высоцкого… Действительно, сыграть такого человека практически невозможно. Для меня не столь важно было внешнее сходство, сколько  экспрессия и энергия, без которой я не представляю Высоцкого. Мне показалось, этих качеств практически и не было. С другой стороны, хорошо было показано окружение. Поучается, что для меня, Высоцкий в фильме не главный герой, а величина сюжетной линии, на фоне которой проявляют себя остальные герои. Они, на мой взгляд, хорошо изображены. Но это не тот фильм, который захочется смотреть снова и снова.

Женя Тонконогова, студентка МаГУ

Сложно говорить о фильмах, которые посвящаются таким легендарным людям, как Владимир Высоцкий. Масштабы его и его творчества настолько велики, что любое художественное приукрашивание вызывает огромное количество споров.  Возникает вопрос, а нужно ли оно вообще? Нужны  ли такие фильмы? Я считаю, что они, несомненно,  нужны  для того, чтобы человек имел возможность ознакомиться хотя бы с крупицей жизни и творчества большого человека, пусть и художественно обработанной.

Безусловно, очень сложно передать энергетику Владимира Семеновича, да и вряд ли  это вообще возможно. Однако, по-моему, в фильме отлично были показаны другие, не менее важные моменты. Например, отношение артиста к  зрителям и к дружбе. К сожалению, наркотики, а вернее сказать, лекарство, также занимало большое место в жизни Высоцкого, и это тоже было показано в фильме.  Для описания отношения самого Владимира Высоцкого к его пагубной привычке была использована цитата из жизни, которая, как мне кажется, и является главной во всем фильме. Она звучит так: "Если отвернутся, значит недостаточно любили".  А если мы действительно любим этого человека, то почему бы не посмотреть  историю о нем, тем более что эта история сопровождается красивыми декорациями и хорошим, на мой взгляд, выборе актеров. Ведь это шанс посмотреть на Высоцкого, как будто он еще действительно выступает, и сказать ему: "Спасибо, что живой!".

Татьяна Фомина, врач

Если бы я не знала много про Высоцкого, не была бы в наркологии (хоть и теоретической) подкована, не знала бы как проводят реанимационные мероприятия тем, что есть под рукой, то я бы почти ничего не поняла. Мне кажется так…

И почему большинство киноклубников расценили наркоманию Высоцкого как плацдарм творческий? Он в 1977-ом примерно начал употреблять наркотики, чтобы от алкоголизма избавиться. Способ не из лучших, но почти универсальный. Многие пытаются так. Не понимая, что не тормозят, а ускоряют своё падение в пропасть… И ещё Татьяна во время обсуждения неточность допустила. Про вскрытие сказала, а его не проводили. То, что в фильме перечисляется, про изношенность и истончение задней стенки, так это прижизненно можно сказать: ЭКГ, выстукивание, выслушивание и проч.

Не думаю, что нуждается он в оправдании сородичей: Я знаю, чем я за это плачу, и чем ещё придётся заплатить. И я согласен на эту цену. Это мой выбор. И всё.

Если он и хотел перед кем оправдаться, то ему было чем:

Мне меньше полувека, сорок с лишним.

Я жив, 12 лет тобой храним.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть чем оправдаться перед ним.

Стефан Кирьянов, общественный деятель, 16 лет.

Я впервые побывал в киноклубе "P.S." мультиплекса "Джаз-синема". Мне понравилось. Но сейчас не об этом, а о фильме, который мы смотрели "Высоцкий. Спасибо, что живой". Этот фильм для меня был эмоциональным. Сложно всегда говорить об эмоциональном кино. Плюс, наверное, для меня, то что я ничего не знаю о биографии Высоцкого. Поэтому фильм я смотрел без сравнения с реальной историей его жизни. Высоцкий верил в дружбу, ИСКРЕННЕ ВЕРИЛ. В этом я на него похож. Я тоже верю в друзей, пусть даже иногда и не знаю, друг ли я для них или нет, НО верю, как верил ОН. И я думаю, что Высоцкого как раз таки поддерживала не только любовь поклонников, но и вера в своих друзей. Сложно было смотреть на моменты, где Высоцкому плохо становилось на сцене, где ОН умирает, где ОН умер... Но он так себя держал, как будто ничего не было. Наверное, он этим успокаивал друзей. Пока это все, что я могу сказать о фильме. После просмотра фильма смешанные мысли в голове. Есть о чем задуматься. Мне фильм понравился. Обязательно посмотрите, может, он и не произведет такого впечатления на Вас, какое он произвел на меня, но все равно посмотрите!

Юлия Калнынь, переводчик.

Я живой человек, мне по умолчанию

  будет тесна любая ниша,

что мне отводится.

Вера Полозкова

Среди размятого солнцем мяса Высоцкий - именно живой человек. И живостью своей он оживляет других, и насколько же дорого это ему обходится. Песни, стихи, роли - творчество он не просто рождает или пропускает через себя - протаскивает, и все эти буквы, все произносимые им звуки, сделанные поступки тянут за собой его жизнь; так, как от случайно порванной петли распускается весь свитер, вся вязка, по нитке, по волоконцу или ползут по чулкам стрелки, пока от них не останется одна большая, с неровными краями, дыра, то ли рождающая все эти спутанные нити, то ли их обрывающая пустота.

И голос его уже не голос, а хрип и не от брутальности вовсе, не от маскулинности, не от болезни, оттого что слова, оттого что все, им произносимое, по клетке уносит с собой даже связки, откусывает, прячет внутри себя, чтобы самому жить, чтобы самому быть живым.

Умение быть благодарным, понимать, что выносить тебя самого - то еще удовольствие и ценить людей, выносящих, говорящих правду, привносящих горечь, остроту и пряность, а ведь если ты светишь, они должны, вынуждены крепко держать тебя, пропускать через тебя электричество, замыкать, чтобы ты делал, что должен, то, для чего создан. Твоя внешняя совесть, огниво твое и трут, не дающий погаснуть божественной этой искре, - это все нелегкая ноша, ужасный труд, ты от этого держишься, ты зависим. И они не плохи, не хороши, у них может просто не оставаться сил резать провода из своей души, лишь бы время от времени ты светил. Закаляться, но не мертветь, так желать от тебя живеть, что не просто отбить тебя, вырвать, смерть к тебе близко и подпустить не сметь.

Ирина Белова, поклонница Высоцкого

Невозможно угодить всем. Пусть хоть кто-то попробует снять фильм о нем сам. И тут же миллионы будут кричать, что для него Высоцкий не такой, что есть более интересные факты. Снять фильм о человеке, которого помнят и любят миллионы - это очень и очень непросто. Он для каждого свой. У каждого в голове уже снят фильм про него. Ну, вот не надо только сравнивать свой и тот, что сняли другие. А то начинается: я хотел увидеть, как он снимался в "Место встречи ", а тут ничего не показали! ...Он был таким поэтом, а песен мало!.. Я шла и надеялась увидеть красивую историю любви с Мариной Влади, а её в фильме нет! Это как одна учительница писала в "Комсомолку" про фильм "АББА", когда он у нас вышел, что шла послушать шведские народные песни, группа же шведская... А ту все по-английски и такое безобразие! По сцене голые скачут и задницами крутят! И это смотрит молодежь! Вот это письмо мне вспоминается, когда читаю: "Почему мне это не показали?".

Каждый увидел свое, то, что хотел. Или что не хотел. Кому-то чего-то не хватило. Кому-то всего достаточно. Кто-то весь фильм искал, к чему придраться. Кто-то просто смотрел фильм, переживал или ужасался, искал ляпы или плакал, видя, как из последних сил выходит к зрителям Высоцкий, которого им хоть ненадолго дали возможность увидеть вновь. Я и таких видела в зале. Фильм задел людей. И уже в этом огромный его плюс.

Мне фильм очень понравился. Многие ругают его, исполнителей, Никиту, Безрукова…. Пышут гневом и злобой, что увидели не лакированный расписной портрет, как у Шилова. Что мало песен… Но это не фильм-концерт! Это фильм о том, в каких условиях жил этот удивительный человек всю свою жизнь и как умирал в последние несколько лет. КГБ, концерты, стихи, песни, гастроли, съемки, бешеный ритм, сопротивление системе и постоянный прессинг сожгли его так быстро… Но это был его выбор и его жизнь! Он не мог и не хотел жить иначе, он жил на разрыв аорты и нараспашку, перехлест эмоций и на надрыве сил, души. Таким он был живой. Да, больной, наркозависимый (это не то же, что наркоман!). Но всегда честный и прямой, всегда за все отвечавший сам. Когда я жила в Латвии, познакомилась с его матерью. Она несколько раз приезжала в гости к моему знакомому, его преданному поклоннику. Мы с ним собирали все материалы о Высоцком, его стихи, выходящие в Латвии, и он отсылал их матери поэта. Или отвозил. Он всегда на 25 июля и 25 января ездил к ней в Москву, на могилу кумира. Мать в благодарность за его преданность таланту сына, подарила ему одну из гитар Высоцкого. Я держала её в руках. Это самая ценная вещь на свете для моего знакомого. Я очень люблю творчество Владимира Семеновича. И фильм очень сильный, он показал, что Высоцкий был таким человеком, которого любили, уважали даже его противники, вольные или невольные. Личностей равных ему я больше не припомню. Или не могу адекватно оценить. Это великий Человек, Поэт, Актер. Нам посчастливилось жить с ним в одно время. Нам повезло! Да, читаешь и удивляешься, сколько злобы и желчи в комментариях. Действительно, такое ощущение, что каждый хотел, то и увидел в фильме. А что не хотели увидеть - и с 10-го просмотра не разглядят.

Когда-то Высоцкий сказал: "Друг - это человек, которому ты можешь рассказать о себе самое плохое". Видимо, далеко не все друзья, мнящие себя поклонниками, готовы принять его не иконой, а живым человеком. Который не перестает быть великим. Талант и душа его, честная, прямая, живая и свободная не могут быть ничем замараны. Никакие пороки, присущие всем в той или иной мере, не перечеркнут, не перевесят его заслуг, его преданности делу, друзьям, поклонникам, слушателям. Он сам говорит администратору, когда тот предупреждает, что гэбист скажет о нем неприятную правду: "Ты же мой друг! Пусть что хочет, говорит!".

В фильме его прямота, независимость, ответственность и порядочность огромная показаны точно, и через его окружение в том числе. Прочитала убогий отзыв Гоблина на этот фильм. Человек смотрел фильм непонятно чем и непонятно зачем, если не понял вообще ничего!

Это лучший российский фильм за все последнее время. Честный и мощный. Это сильный фильм о сильном Человеке.

Екатерина Лукьянова, выпускница филфака МаГУ

Вся эта история с компьютерной графикой, актером в маске, "ожившим" Высоцком напомнила мне Пелевина и его "Поколение Пи". Там Вавилену (главному герою) рассказали о том, что (это не описка - действительно "ЧТО") же есть наши прекрасные политики. Они - всего лишь иллюзия людей. На самом деле заштатным актеришкам цепляют на тело датчики и с помощью компьютерной графики переводят их движения на телеэкран и создают (даже, кажется, с помощью масок) лица и мимику. А с экранов граждане России наблюдают всех сильных мира сего. Такая вот незамысловатая технология.  Когда читала книгу, думала: возможно ли такое. Оказалось, возможно. Первый канал во главе с Эрнстом "воскресил" Высоцкого. И это, если честно, самое интересное, что я могу сказать о фильме.

Такое многообещающее название и такой банальный до пошлости рассказ. Он мне не сказал о Высоцком ничего. Какая-то уголовная историйка получилась. А это такой честный и справедливый,  взбунтовавшийся против системы полковник (ох, как красиво взметнулись кусочки объяснений, признаний, показаний Татьяны и Фридмана - и как от этого пафосом повеяло). Как будто о нем фильм, а не о Высоцком. Хотя, если задумкой режиссера было показать такое вот преображение (даже (не побоюсь этих слов) оживление, возвращение к настоящей жизни или, если угодно, свободе от системы) Виктора Михайловича, тогда разговор другой. Тогда и название давайте интерпретировать как слова Бехтеева, обращенные к Владимиру: "ВЫСОЦКИЙ, СПАСИБО тебе, ЧТО я ЖИВОЙ". И тогда получится довольно концептуальное кино. Но, кажется, я пошла кривым путем и придумываю какие-то чересчур замысловатые трактовки.

А если продолжать говорить о том, что я увидела на экране... Я увидела много КГБ, страха людей перед удостоверениями, алчность видела, а вот Высоцкого там почти не было. Даже аплодировали люди пустой сцене и микрофону... (Наверное, это все-таки значит, что воскресение мертвых - не дело простых человечков, какими бы технологиями мы ни владели).

В общем-то, в фильме недостаточно наркотиков, сигарет и алкоголя, чтобы предать его анафеме. Недостаточно предательства, чтобы считать его метко учащим, как не надо делать. Недостаточно дружбы, чтобы восхититься ею. Недостаточно Высоцкого, чтобы сказать, что фильм о нем.

Не знаю, может, потому что Первый канал был главным в затее создания фильма, то ли потому, что некоторыми эффектами (когда Высоцкий гнал на своем автомобиле) кино напомнило мне черные молнии, ночные дозоры, то ли потому, что в Высоцком я не увидела четкости (такого, знаете, стержня внутреннего, который, как мне кажется, в нем был), то ли еще почему-то, кино мне показалось попсовым. А единственный вопрос, который остался после просмотра: так что же все-таки тот актер в маске?

 
По теме
51-летний житель Магнитогорска рассчитывался в магазинах чужой банковской картой, вследствие чего стал фигурантом уголовного дела.
28.03.2024 г. Центральным районным судом г. Челябинска оглашен приговор по уголовному делу в отношении 26-летнего уроженца г. Сатки Челябинской области, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст.
Ленинским районным судом г. Челябинска вынесено постановление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении гражданина А. Органом предварительного расследования гр.
Источник фото: Фото редакции В 2024 году благоустройство набережной реки Миасс продолжится к западу от моста на Свердловском проспекте: прогулочные зоны будут продлять в сторону ТРК «Родник».
Чтобы уберечь подростков от совершения противоправных деяний, сотрудники полиции всегда проявляют повышенное внимание к воспитанникам Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей и ребятам из семей,
Прокуратура Челябинской области утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 43-летнего иностранного гражданина, обвиняемого по п.п.
В Миассе сотрудники отдела уголовного розыска установили и задержали курьера телефонных мошенников, похитившего у трех пенсионеров более 1,6 млн рублей.
В единую дежурно-диспетчерскую службу позвонил неизвестный и сообщил о несуществующей угрозе в одном из торговых комплексов Копейска.
Из-за тумана видимость на федеральной трассе – менее 10 метров. #дороги #погода Туман на трассе М5 Фото: телеграм-канал / Госавтоиспекция Челябинской области Сильный туман накрыл федеральную трассу Москва-Челябинск.
На Южном Урале сотрудники ФСБ обезвредили «черных нефтяников» - Южноуральская панорама Злоумышленники похитили более 200 тонн дизельного топлива. УФСБ России по Челябинской области задержала шестерых местных жителей, которые воровали дизельное топливо в промышленных масштабах.
Южноуральская панорама
Свиной «пожар» по-остроленски - Газета Всходы Встреча с жителями посёлка прошла в сложной обстановке Сегодня, 28 марта 2024 года, состоялась встреча руководителей с жителями п.Остроленский.
Газета Всходы
Врач рассказал, как часто можно есть фастфуд - Областной ЦМП В четверг, 28 марта, врач Челябинского областного центра общественного здоровья и медицинской профилактики Данил Абубакиров стал гостем эфира на «Радио Ваня» в южноуральской столице.
Областной ЦМП
Встреча поколений - Ашинский район         25 марта студенты Ашинского индустриального техникума Жимоедова Карина и Чистяков Илья вместе с советником директора по воспитанию и работе с общественными организациями Бобровой Екатериной Раисовной посетили сла
Ашинский район
Всемирный день театра - Краеведческий музей 27 марта – Всемирный день театра, который ежегодно отмечается с 1962 г. В этот день мы решили рассказать о необычном спектакле, поставленном в Троицкой женской гимназии зимой 1918-1919 гг.
Краеведческий музей