Система образования, пожалуй, сегодня одна из самых динамично развивающихся сфер жизни.
Школа давно "выпрыгнула" из тех стандартов, которые ей предполагалось давать десять- пятнадцать лет назад. Запросы потребителя, то есть родителя и ребёнка, всё больше. А, как говорится, есть спрос - есть предложение. Запрос, в первую очередь, формируется исходя из профориентационных факторов. Проще говоря: учить школьника нужно так, чтобы он потом смог получить нужную, хорошо оплачиваемую профессию, востребованную на рынке труда.
-Для экономики города и области, прежде всего, необходимы кадры для развития металлургии, машино- и приборостроения, других отраслей промышленного производства, - считает начальник управления образования администрации города Александр Хохлов. - Следовательно, в школьный период особенно важно мотивировать детей на изучение математики, физики, химии, технологии, создавать условия для развития естественно-научного и математического образования, технического творчества детей. Эффективный путь мотивирования - модернизация профориентационной работы и популяризация актуальных профессий и областей знания. Но в этом вопросе необходимо менять подходы.
Один из шагов в решении этого вопроса - разработка в региональном министерстве образования проекта "Темп", направленного на развитие объединений и организаций общего и дополнительного образования детей технической направленности. В рамках проекта предполагается создать сеть инновационных площадок, в том числе стажировочных, для повышения квалификации педагогов. Эти площадки должны работать не сами по себе, а вместе со школой и центрами дополнительного образования. Курс - на естественно-математические науки, техническое творчество. Это должно привести к увеличению числа выпускников, поступающих на эти направления.
- Например, таким новым научно-образовательным центром, позволяющим интегрировать ресурсы школы, среднего специального, высшего образования и производства, с нашей точки зрения, мог бы стать "Школьный технопарк", - пояснил Александр Викторович. - Цель его - развитие профессионального интереса учащихся и молодёжи к профессиям и специальностям технической сферы и организация ранней подготовки технических специалистов. В связи с разделением полномочий между муниципалитетом и субъектом относительно уровней образования проект " Школьный технопарк" должен иметь статус регионального по типу школьных предметных лабораторий для одарённых детей.
Но необходимо понимать, что за этими словами - не только большая работа, но и финансовые вложения. Средства нужны на приобретение дорогостоящего оборудования и инструмента, специально оборудованных помещений и сооружений. И здесь не обойтись без консолидации ресурсов всех уровней.
Уже пять лет в образовательных учреждениях города реализуется сетевой проект "Малая академия технических наук". Проект включает четыре модуля: "Школа естественных наук", "Лего-парк", "Экспохолл", "Территория активного выбора". Каждый из модулей решает комплекс взаимосвязанных задач. В помощь педагогам предметные лаборатории, компьютеризированные цифровые образовательные ресурсы, в том числе 3D-лаборатория, открытая в прошлом году в рамках проекта модернизации образования, центры робототехники.
С сентября этого учебного года запущен ряд новых проектов: "Едем, плаваем, летаем", "Фестиваль ремёсел", "Профессии любимого города", "Профиклуб", "Профипробы". Они нацелены не только на старшеклассников, но и ребят среднего звена. Научная деятельность в школе стала привычной даже на уровне малышни: исследованиями занимаются чуть ли не с первого класса. Но вот профориентационная работа в таком виде - что-то новое и, несомненно, востребованное. Конечно, это не говорит о том, что ребёнок должен за восемь-десять лет решить, кем он станет в будущем. Но выявить у него склонность к тем или иным дисциплинам, наконец - научить мечтать о будущей профессии - дело нужное.