Магнитогорская сталь, которую используют в строительстве ледоколов, не имеет мировых аналогов.
В Санкт-Петербурге наградили лауреатов международного конкурса инновационных разработок, направленных на развитие и освоение Арктики и континентального шельфа.
Первой премии удостоен авторский коллектив научно-технического центра ПАО "ММК" и национального исследовательского центра "Курчатовский институт". Их совместный проект посвящён хладостойкому металлопрокату для ледокольного флота.
Организатором конкурса, который проходил при поддержке правительства страны и Министерства энергетики, выступило ООО "Технологии развития". Межведомственная экспертная комиссия рассмотрела 102 заявки от 68 компаний России, СНГ и Евросоюза. Лауреатами премии трёх степеней стали 42 коллектива - 14 из них получили высшую награду. Победителей чествовали в Смольном дворце на пленарном заседании международной конференции по развитию нефтегазовой отрасли RAO/CIS Offshore-2017.
Реализация шельфовых проектов - стратегическое направление России по добыче полезных ископаемых.
Его используют в производстве атомных и дизельных ледоколов для государственных корпораций "Росатом" и "Газпром нефть". По прогнозам аналитиков, объём перевозок минерального сырья по Северному морскому пути из арктических месторождений к 2030 году должен вырасти до 70 миллионов тонн - в 17,5 раза в сравнении с прошлогодними показателями. Это подчеркивает актуальность проведения международного конкурса - разработки лауреатов станут вкладом в создание устойчивого социально-экономического роста страны.
Проект научно-технического центра ММК и НИЦ "Курчатовский институт" базируется на том, что к сталям, из которых строят суда ледового плавания, ледостойкие морские платформы и подъёмно-транспортное оборудование, предъявляют особые требования.
К примеру, устойчивость к большим нагрузкам, механическим повреждениям, коррозии, а также возможность изготовления и сварки при низких температурах. Однако в строительстве продолжают использовать низколегированные марки с вязко-хрупким температурным переходом - агрессивная арктическая среда неподходящее место для их эксплуатации. При снижении температуры возникает опасность разрушений, способных привести к тяжёлым экономическим и экологическим последствиям. Коллектив научных сотрудников комбината и института разработал технологию производства хладостойких марок стали, которые можно применять без ограничений в самых суровых условиях Арктики.
- Наш проект позволит обеспечить Северный морской путь металлопрокатом для изготовления эффективных и гораздо более надёжных, в сравнении с прежними, атомных и дизельных ледоколов, - говорит Сергей Денисов, руководитель проекта, главный специалист группы по развитию НТЦ ПАО "ММК". - Разработка уже внедрена. Получили четыре патента Российской Федерации. Сделали более 20 публикаций по этой теме в специализированных изданиях. Производимые на ММК стали с индексом Arc соответствуют всем правилам российского морского регистра судоходства и не имеют аналогов в мире.
Соавторами Сергея Денисова от НТЦ ПАО "ММК" в разработке победившего проекта выступили старший менеджер по производству горячего проката Сергей Горшков, ведущий специалист по исследованиям горячего проката Павел Стеканов, главный специалист по сталеплавильному производству Виталий Авраменко и ведущий инженер группы по развитию Михаил Мычак.
На сбор необходимой информации, исследования, испытания, получение технологической инструкции по выпуску у коллектива ушло почти два года. Возможности комбината по производству судостали расширились после ввода в эксплуатацию толстолистового стана "5000" и новых термических мощностей с высокой степенью автоматизации. Хладостойкий металлопрокат ММК используют в постройке крупнейших в мире ледоколов "Арктика", "Сибирь", "Урал", "Виктор Черномырдин" и ледокола проекта Aker ARC 130A. Силовые установки позволят этим судам ломать лёд толщиной три метра, а благодаря переменной осадке они смогут работать на мелководье, заходя в русла рек.
За два предыдущих года ПАО "ММК" по заказам ведущих судостроительных предприятий России было отгружено 35 тысяч 65 тонн листового проката из хладостойких марок стали на сумму миллиард 525 миллионов рублей.
Востребованность продукции магнитогорского комбината связана с тем, что новые марки позволяют уменьшить металлоёмкость конструкций, сократить трудоёмкость и энергозатраты. Это даёт существенный экономический эффект.
- Сейчас вместе с Курчатовским институтом планируем освоение технологий производства стали с индексом Arc в более широком диапазоне характеристик прочности, - резюмирует Сергей Денисов. - Сотрудничество производственных предприятий с научными организациями не только позволяет экономике выйти из стагнации, это рождает и новые идеи для развития фундаментальной науки.