Между ненавистью и любовью

В кинотеатре Jazz Cinema 21, 23 и 24 июня состоялись показы легендарной оперы Доницетти "Лукреция Борджиа" (запись постановки 2011 года в English National Opera).

"Лукреция Борджиа" не раз ставилась в самых прославленных театрах мира, а ее партии исполняли такие звезды оперной сцены, как Монсеррат Кабалье, Джоан Сазерленд и Эдита Груберова. Киноверсия оперы в 3D - сказочная возможность познакомиться с этим великим произведением словно вживую. Режиссером фильма "Лукреция Борджиа 3D" стал Майк Фиггис, лучше всего известный зрителям по "оскароносному" фильму "Покидая Лас-Вегас" с Николасом Кейджем и Элизабет Шу в главных ролях.

Единственное дошедшее до наших дней живописное изображение печально известной роковой женщины Лукреции Борджиа было обнаружено совсем недавно. С овального полотна Доссо Досси (современника Тициана, Рафаэля и Микеланджело) на нас смотрит молодая женщина с презрительно поджатыми губами в строгом черно-белом платье, с прической мальчика. В ее глазах - заиндевевшая печаль. В тон ей на заднем плане помимо болотно-зеленой листвы мирта - ледяная синь неба. От портрета, от недвижного взгляда сухих глаз становится страшно холодно. И еще страшнее от мысли: как же невыносимо холодно было ей! Неслучайно в музейном каталоге полотно долгое время значилось как "Портрет юноши". Неслучайно на нем Лукреция показана с кинжалом в руках (невозможная деталь для женских портретов эпохи Возрождения - отсылка к древнеримской деве Лукреции, которая закололась после того, как над ней надругались). В ней и впрямь было много мужского. Внебрачная дочь кровожадного кардинала Родриго Борджиа (в будущем - папы), по слухам, любовница родного отца и родного брата, осталась в веках олицетворением неистового злодейства и коварства. Но, словно в пику слухам, в нижней части портрета - надпись-упоминание о Красоте и Добродетели. Насмешка или правда?

После знакомства с оперой Доницетти, написанной по одноименной пьесе Виктора Гюго, хочется сказать: и то, и другое. Потому что Лукреция Доницетти не плохая, и не хорошая, не добрая и не злая. Она несчастливая. И несчастье ее в том, что, страстно желая любви, она не имеет на нее права, и в том, что ее единственная любовь - сын, не знающий, кто его мать.  Когда-то она отреклась от него, чтобы спасти. А потом случайно убила, желая всем сердцем обрести вновь. Так шутит судьба над теми, кто думает, что все в их руках. Так мстит тем, кто живет лишь двумя страстями - любовью и ненавистью.

Лукреция, чтобы приспособиться к жизни, найти компромисс с ней, мстит, убивает, враждует. Потому что таково все ее окружение, прежде всего - ее семья, никогда не гнушавшаяся преступлениями и ложью для достижения своих целей. Но любовь к давно потерянному сыну ломает весь ее мир, летит в тартарары налаженное устройство бытия, в котором она королева - страшащая, восхищающая, властная и непреклонная. Над телом убитого ребенка она пытается прорвать немоту несказанного, неспетого,  невыплаканного чувства. И захлебывается отвечающей ей тишиной. А музыка гаснущим светом покрывает нарочито нежилые декорации. И кажется, что в окружении этих стен, безжизненных, как муляжи, и холодных, как могилы, не место звукам чувств, не место материнству и детству, не место сказкам про розовые берега, чудесные страны с прекрасными цветами и поющими скалами, так и не рассказанным и не услышанным сказкам… Не место самой жизни!

Сыграть несказанное и неспетое в опере тяжелее, чем в театре. Но мимика и жесты помогают одной из ведущих британских сопрано Клэр Раттер (Лукреция) передать музыкальность немоты (немоты любви, правды, совести, памяти), в которую, словно в маску, опрокинута ее жизнь. Судьба и роль Лукреции - доказательство, что боль и память не существуют порознь, что истина таится не в ответе, а в противоречии нескольких ответов. Что все, что пройдено, погребено, проклято, - останки памяти, имеет привычку возвращаться, но чаще - незаметно жить в нас, разъедая, разрушая, ломая чистый, как слеза, голос надежды.

На самом деле надежда в этой опере скорее не голос, а гул, внутри которого довольно отчетливы призвуки безнадежности, смерти. Ощущение этого смертельного рокового гула поддерживают "пустые", скупые, стерильно-минималистичные декорации. Одинокое дерево, одинокая скамья, одиноко центрированный стол смерти и вина в предпоследней сцене, пустынно-одинокий двойной трон (символ несуществующей любви - фальшивой семейной пары), одинокие ступени, на которых умирает Джованни, отказавшийся принять противоядие из рук матери-злодейки, некогда обожествляемой им, как недосягаемая грёза.

Возможно, создатели оперы были правы, изъяв из нее финальную сцену убийства сыном собственно матери (месть за поверженных друзей и отнятый идеал). Лукреция в финале и так мертва. На ее лице окаменевшее, как посмертная маска, страдание, она движется лунатически, каждый жест ее скован, словно она навсегда заперта в темницу собственного преступления и вины. А из нее, как и из могилы, нет выхода.

P.S.

Говорят, незадолго до смерти Лукреция ударилась в набожность. Сменила роскошные наряды - а она была одной из самых богатых женщин Европы, - на жесткую власяницу, много молилась, почти не выходя из храма, а потом и вовсе постриглась в монахини. Что томило и мучило ее? После оперы Доницетти это кажется таким очевидным… Любовь. Умирая, 39-летняя Лукреция умоляла об одном: заботиться о её амарантовом цветнике. Амаранты - цветы бессмертия. Их было немало в ее саду. В память обо всех убиенных мужчинах её жизни.

Все рецензии на оперу Доницетти "Лукреции Борджиа" здесь:

http://jazzcinema.ru/news/index.php?act=Info&id=48572

Ближайшие показы оперных постановок в Jazz Cinema:

"Лакме"  (Сиднейский оперный театр)

"Музыкальная одиссея в Петербурге"

"Дон Жуан" (Ла Скала)

"Волшебная флейта" (Ла Скала)

"Богема" (Ковен-Гарден).

 
По теме
Следователи ОМВД России по Варненскому району возбудили уголовное дело в отношении жителя Челябинска, обвиняемого в неправомерном доступе к компьютерной информации и мошенничестве.
Бойцы ОМОН «Атом» управления Росгвардии по Челябинской области оказали содействие сотрудникам регионального УФСБ России в задержании шестерых мужчин, подозреваемых в незаконном хищении нефтепродуктов.
Акция «Безопасный лёд!» - Уйский район В целях обеспечения безопасности людей на водных объектах Челябинской области, сотрудниками Чебаркульского инспекторского отделения ЦГИМС ГУ МЧС России  по Челябинской области,
Уйский район
Троичанин избил знакомого лопатой - Газета Регион Ранее неоднократно судимый 45-летний троичанин после более десяти лет, проведенных в колонии строго режима за совершение преступления с применением насилия, вновь стал фигурантом уголовного дела.
Газета Регион
Дни истории на Южном Урале - ЧГИК 28 марта, во Всемирный день историка, кафедра истории, музеологии и документоведения факультета документальных коммуникации и туризма провела центральное мероприятие проекта «Дни истории на Южном Урале»,
ЧГИК
День малой родины - ЦБС Ашинского района С целью приобщения детей и молодежи к истории и культуре своей малой родины в Симской городской библиотеке №2 был проведен праздник День малой родины «Все о родном городе».
ЦБС Ашинского района