Музыка судьбы. Магнитогорской певице передала секреты мастерства царица русской оперы

Фото: www.mr-info.ru

        Фото: предоставлено МБУК «МТОиБ»

Солистка театра оперы и балета Светлана Жинжикова встретила красивую дату на сцене.

 

 

Уникальный голос против абсолютного слуха

В академический вокал Светлана впервые окунулась на третьем курсе Рижского музыкального училища, уже много лет отдав искусству игры на виолончели. В свободное от учебы время она, мечтая об эстраде, исполняла репертуар Софии Ротару, Мирей Матье, Аллы Пугачевой, иногда даже выступала для публики. Однажды к ней подошла немолодая женщина и спросила, не хочет ли Светлана заняться академическим вокалом. Ведь такой уникальный голос − контральто − встречается крайне редко…

«Сама я бы никогда не рискнула взяться за оперное пение, − говорит Светлана Владиславовна. – Оно представлялось мне чем-то старомодным. Мне нравились тогда симфонический оркестр, камерный вокал».

Но заслуженная артистка Латвии Аустра Тауриня , преподаватель вокала Рижского музучилища – редкий дар Светланы первой заметила именно она – около двух месяцев буквально преследовала девушку. И за это время сумела убедить ее в необходимости заниматься оперным пением.

С тех пор Светлана стала постоянным зрителем Рижского театра оперы, порой ходила на спектакли по несколько раз. В итоге через два года она окончила сразу два факультета музыкального училища. Молодую виолончелистку с абсолютным слухом готовы были принять без экзаменов в Рижскую консерваторию. Сделать выбор в пользу виолончели умоляла Светлану ее преподаватель из музыкальной школы. Но упрямая выпускница музучилища не искала легких путей – по наказу Таурини решилась поступать в Московскую консерваторию, ведь педагог по вокалу убедила, что с таким голосом ее туда обязательно возьмут.

И латышская певица не ошиблась – со Светланой готова была работать сама блистательная царица русской оперы Ирина Архипова , но пока в рамках подготовительного факультативного курса, слушателям которого общежитие не полагалось. А тут подруга поехала поступать в Петрозаводскую консерваторию, которая была тогда филиалом Ленинградской, и Светлана решила составить ей компанию.

Так молодая певица приобщилась к азам питерской вокальной школы, ярким представителем которой был преподаватель Виктор Калинкин , обладавший роскошным басом и когда-то служивший в Большом театре. А потом Светлана отправилась поступать в аспирантуру при Московской консерватории – и Ирина Архипова узнала ее по голосу спустя пять лет.

Каждый тактик ее души

Так Светлана стала ученицей великого мастера сцены. Ирина Константиновна учила не браться за исполнение партии, пока не обдумана роль, не создан образ – и в этом за основу она брала обычно внутреннее состояние артиста, его видение.

«Мы работали над отрывками из опер, Архипова просила во время пения прислушиваться к своим чувствам, внутренним ощущениям, погружаться в ситуацию, − рассказывает Светлана Жинжикова. – Мы проработали множество образов. До сих пор сожалею, что не довелось воплотить на сцене Марфу из "Хованщины" Модеста Мусоргского, партия которой была отточена до совершенства, во время работы над ней Ирина Архипова словно отдавала мне каждый такт своей души. Мечтой осталась пока и Далила из «Самсона и Далилы» Сен-Санса».

Марфу Светлана спела «для себя», а на сценах Московского театра оперы и балета имени Станиславского и Немировича-Данченко и «Новой оперы» ей приходилось в те годы воплощать преимущественно образы мальчиков. Это Лель из оперы «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова, которого пела когда-то и сама Ирина Архипова, Ваня из «Ивана Сусанина» и Ратмир из «Руслана и Людмилы» Михаила Глинки.

«Ирина Константиновна много работала со мной над тем, чтобы в образах мальчиков я не была "девочкой", − говорит Светлана Владиславовна.

В те же годы камерное пение у Светланы преподавала вдова Сергея Лемешева Вера Кудрявцева – она передала ей многие секреты мастерства исполнения романсов, когда за две-три минуты нужно успеть раскрыть образ, требовала неустанной работы над четкостью произнесения слов».

Все в певческой судьбе складывалось как нельзя лучше, но в этот момент Светлане вновь пришлось делать судьбоносный выбор. И в силу семейных обстоятельств он оказался в пользу Магнитогорска. В столичных театрах долго ждали ее возвращения. Но Светлана Жинжикова не жалеет, что не воспользовалась возможностью вернуться в Москву.

«Семья для меня всегда на первом месте. Я не готова пожертвовать ею ради работы», − говорит артистка.

Страсти по Кармен

В выборе певицы были свои несомненные плюсы – в Магнитогорске Жинжикову ждала работа в академической хоровой капелле имени Семена Эйдинова, где она пела сольно большие сочинения. Среди них «Реквием» Верди, «Страсти по Матфею» Баха и другие произведения. Пополнился и камерный репертуар.

«Это был новый для меня опыт – суметь выразить всю полноту эмоций, не используя возможностей сценического движения, в статичном образе», − рассказывает Светлана Жинжикова.

В Магнитогорский театр оперы и балета певицу пригласил тогдашний художественный руководитель и главный дирижер Николай Эйбергард. Светлане предстояло петь как контральтовые партии, коих в репертуаре театра обычно бывает не очень много, так и партии, написанные для меццо-сопрано. Войти в серьезную профессию оперной певицы помогали записи лучших исполнителей той или иной роли – до сих пор непревзойденным авторитетом для Светланы Жинжиковой остается, например, Тамара Синявская.

Сначала певица выступала в концертных программах – исполняла «Хабанеру» из «Кармен» Бизе, арию Леоноры из «Фаворитки» Доницетти. Первым оперным спектаклем Светланы Жинжиковой была «Травиата» Верди.

А любимыми оперными ролями станут Кармен и Сузуки из «Чио-Чио-Сан» Пуччини – в них певица находила что-то родственное своей душе, а потому чувствовала себя в этих образах органично. Настолько, что после спектакля «Кармен» обычно не спала до утра, снова и снова переживая судьбу и смерть своей героини. «Ты неси образ, но сама туда не «запрыгивай»!» − предупреждала Светлану Жинжикову Ирина Архипова. Но, видно, так трудно не поддаться обаянию одного из ярчайших женских образов мировой оперы…

«В моей творческой жизни были и эстрадный, и академический, и камерный вокал, и оперетта, − говорит Светлана Жинжикова. – Пожалуй, было все, кроме народного пения. И все же больше всего я люблю оперу».

Свой юбилей Светлана Владиславовна встречала, как истинная артистка, в дороге и на сцене – на этот день выпала поездка коллектива Магнитогорского театра оперы и балета в Агаповский район, где юным и взрослым зрителям представили музыкальную сказку «Летучий корабль».

 


Елена КУКЛИНА / Служба новостей «МР» ©
Фото: предоставлено МБУК «МТОиБ»
 
По теме
Виват премьеры и гастроли! - Магнитогорский металл Директор театра оперы и балета Илья Кожевников открыл многообещающие перспективы творческого сезона.
18.11.2017
 
Воспитанники Центра «Алые паруса» посетили экскурсию передвижного выставочно-лекционного поезда - Миасский городской округ Вниманию ребят были представлены миниатюрные модели железнодорожного транспорта от паровозов прошлого века до последних сверхскоростных поездов Воспитанники Центра «Алые паруса» посетили экскурсию передвижного выставо
19.07.2018
«Калейдоскоп чудес»  побывал в  «Сосновом бору» - Газета Колос В лагере прошло традиционное выступление  детского циркового коллектива «Калейдоскоп чудес»    За три летних дня -14 и 28 июня, а также 14 июля более четырехсот детей в «Сосновом бору» стали зрителями представления.
19.07.2018
 
В Кусинском районе мать и ребенок погибли в утонувшем автомобиле - Агентство новостей Доступ В поселке Ковали (Кусинский район, Челябинская область) 40-летняя женщина и ее 12-летний сын погибли в автомобиле, упавшем в воду, – мужчина смог выбраться через багажник машины,
19.07.2018 Агентство новостей Доступ
Он сидел на обочине дороги и тихо плакал. Невыносимо болели спина, лапки, мимо, вызывая страх, с шумом проносились машины.
19.07.2018 Озерский вестник
В Публичной библиотеке открылась яркая выставка - ИРЦ Культура Валерий Хазимов родился 7 апреля 1949 г. в столице Южного Урала. Вся жизнь автора связана с Челябинским металлургическим комбинатом, где с 1973 г. и по настоящее время он работает художником-оформителем.
19.07.2018 ИРЦ Культура
В июле исполняется 125 лет со дня рождения поэта, которого называли пламенем XX века, литературным хулиганом, страдающим романтиком.
18.07.2018 Магнитогорский металл
Ситуация. В ФОК «Дельфин» уже более месяца дети не обучаются плаванию – редкому для нашего города виду спорта.
18.07.2018 Красный уралец
С начала купального сезона 6 мужчин доставлены в Челябинскую областную клиническую больницу (ЧОКБ) с «травмой ныряльщика» – повреждением шейного отдела позвоночника и спинного мозга различной степени тяжести.
19.07.2018 Минздрав
18 июля Арбитражный суд Уральского округа отказал ОАО « ОАО «Межрегиональная распределительная компания Урала» в лице филиала «Челябэнерго» в удовлетворении требований о признании незаконным постановления Челябинского УФ
19.07.2018 Челябинское УФАС