Экстремальный Грушинский

Экстремальный Грушинский
Фото: magmetall.ru

Магнитогорцы достойно выступили на главном бардовском фестивале страны.

В начале июля под Самарой состоялся 44-й Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, собравший более двадцати тысяч участников. Ежегодный праздник песни и общения - своего рода бардовская Мекка - на этот раз запомнился форс-мажорными погодными условиями. Вернее, их последствиями. Подобного не припомнят даже старожилы, приезжающие на Грушинку три десятка лет.

Волга без Волги

Приехать на Волгу и не искупаться в ней? Это казалось немыслимым. Но увы, стало реальностью. Заливные луга, обычно высыхающие к лету, отчасти так и остались затопленными. И если на предыдущих фестивалях лягушачий хор слышался лишь в отдалённых местах вроде Кольского бугорка, то на Грушинском-2017 "гидросоловьи" дружно подпевали бардам на большинстве сцен. А беспечных туристов, привыкших к отсутствию кровососущей живности и не запасшихся репеллентами, покусали не только комары, но и таёжная мошка, которая и на Урале-то водится далеко не везде.

Но особенно не повезло с отсутствием любимого речного пляжа со светлым песочком. Точнее, пляж-то был, а попасть на него не получилось. Фестиваль располагается на островах и полуостровах, разделённых протоками великой реки. К главному руслу надо было идти через небольшой мостик, рощу и длинный понтонный мост на остров с песчаным пляжем и множеством палаточных лагерей. Но после аномально дождливого июня дальше основной части фестивальной поляны можно было пробираться только вплавь. Мои друзья из Челябинска и Шадринска так и поступили: на традиционную стоянку водников в дальней части острова их забрал катер. В итоге разок приплыли на том же катере посмотреть, что же происходит на поляне, - вот и весь фестиваль для них. А мы лишились возможности прийти к ним в гости и увидеть парусную регату, приуроченную к Грушинке.

Конечно, мы всё равно купались - на уютных пляжиках на протоках. Но новички были весьма огорчены, ведь увидеть волжские просторы им довелось только с фестивальной Горы. Что ж, хороший повод приехать снова и наверстать упущенное.

Случись подобное до грушинского раскола, когда на поляну съезжалось более двухсот тысяч участников фестиваля, это было бы серьёзной проблемой. А сейчас стало проблемой решаемой. Как говорится, нет худа без добра.

Прощания и встречи

В целом же фестиваль расколовшийся в 2007 году и объёдинённый властями в 2014-м, нельзя назвать единым в полном смысле слова. "Объединение" оказалось неравноправным, и в итоге несколько интересных проектов год спустя ушли с грушинской поляны в Подмосковье проводить собственный фестиваль "Платформа". Грушинский в очередной раз осиротел. Тем ценнее, когда музыканты стараются порадовать своих поклонников на обоих фестивалях. Так, Павел Фахртдинов специально прилетел в Самару, чтобы дать один-единственный часовой концерт для грушинской публики на сцене "Междуречье". Этот проект отметил 12-летие. Сцена, где приветствуются творческие эксперименты и выступают лучшие представители авторской песни новой волны, представляет одноимённый фестиваль в Кирове и объединяет музыкантов разных течений и направлений.

Не менее интересна сцена "КварТИРа" - тоже проект кировчан - организаторов фестиваля "Гринландия". В этом году у "квартирантов" пятилетний грушинский юбилей. В среду, за сутки до официального открытия фестиваля, главного организатора "КварТИРы" Ирину Мальцеву и её соратников поздравляли приехавшие на поляну музыканты, а также артисты и группы, приславшие креативные видеоролики. В их числе - "переехавший" на "Платформу" любимец грушинцев - бард-рокер Андрей Козловский, с экрана передавший привет своим слушателям.

Рок, фолк и прочий "неформат"

Расставание с любимыми проектами и музыкантами ещё долго будет чувствоваться. И всё же радует, что нынешний Грушинский сохранил изюминку фестиваля прежних лет - разноплановость сцен, разнообразие творческой программы. Мне посчастливилось жить неподалёку от замечательной уютной сцены "Время колокольчиков", приехавшей на фестиваль из Саратова. Кстати, эти ребята на родине проводят свой собственный одноимённый фестиваль, название которого не случайно. Это напоминание об Александре Башлачёве, чьё творчество - яркий пример поэтического новаторства и преодоления жанровых границ.

В программу грушинской сцены "Время колокольчиков" организаторы включили авторов, исполнителей и коллективы разных музыкальных стилей и направлений. Критерий был один - достойный уровень.  Здесь выступали фолк- и рок-группы, а также авторы, которых трудно вписать в какие-либо рамки. Так, у ижевской группы "D'Green", играющей "ирландщину", уже появилась на Грушинке своя целевая аудитория, приходящая специально для того, чтобы послушать кельтскую музыку "для тех, кому за триста", как пошутила вокалистка группы Катерина Морозова. Диски "D'Green" после концерта расхватали как горячие пирожки. Ещё бы! Оригинальные аранжировки, профессиональное исполнение, драйв… В пляс пускаются не только виртуозы кельтских танцев, но и забавно неуклюжие, но воодушевлённые примером мастеров новички.

Ещё одна восходящая звезда "неформата" - самобытная рок-группа "Тропы не врут" из Саратова, также недавно выпустившая свой первый альбом - "Точка сборки" в стиле "хард-бард". Их фишка - не только высокая энергетика качественной рок-музыки с элементами регги и необычные аккордеонные партии, но и хорошие поэтические тексты, в лучших традициях русского рока.

В жанре классической авторской песни открытием для меня стал поэт, бард, педагог, просветитель Михаил Кукулевич. Его выступление на сцене "Зазеркалье" для меня - событие из разряда чудесных "не случайных случайностей", на которые так щедра Грушинка.

Добыча радия

Значимое направление фестиваля - поэтический конкурс, в котором участвовали около сотни авторов "от Москвы до самых до окраин". Первые два тура проходили на камерной творческой площадке "Пилигримы" - территории литературно-музыкального общения, созданной самарцем Эдуардом Филем и его единомышленниками со всей России и из ближнего зарубежья.

Грушинский поэтический конкурс - это не только "соревнование", но и возможность чему-то научиться. Три вечера члены жюри - поэты Ирина Алексеева, Николай Грахов, Владимир Шемшученко - проводили мастер-классы для всех желающих. Рекомендую читателям, которым пока неизвестно их творчество, познакомиться с ним в Интернете. Кстати, Николая Леонидовича, патриарха уральской бардовской песни, магнитогорцы могли видеть и слышать на фестивале "Малиновый аккорд", куда он приезжает из Уфы.

Перед самоотверженным трудом жюри нельзя не преклоняться. Не только пришла к ним на мастерскую сама, но и с интересом послушала, как они общаются с другими участниками - корректно и доброжелательно. Терпеливо - с новичками, пока ещё беспомощными технически. Без лишних реверансов - с теми, кто более опытен.

Песенные мастер-классы на фестивале, конечно же, тоже были. Ольга Ярош - исполнитель из Магнитогорска, прошедшая во второй тур (для конкурса с поистине огромным количеством участников - неплохое достижение) и выступившая у свободного микрофона на нескольких фестивальных сценах - в числе самых значимых грушинских событий называет мастерскую автора-исполнителя, почётного гостя Грушинского фестиваля Натальи Кучер.

Магнитка, вперёд!

Вдали от дома каждая встреча с земляком в многотысячной фестивальной толпе - радость. Не раз пересекались на грушинских тропах с Варварой Луговской, руководителем детско-юношеского КСП "Гармония", прекрасным исполнителем. Вот она бежит с гитарой выступить на сцене "Победа":

- Ну как?

- Спела во втором туре, жду результатов…

- Ни пуха!

Было очень приятно узнать, что Варвара стала дипломантом Грушинского фестиваля. Виртуозное владение голосом и инструментом, яркая индивидуальность и глубокая осознанность исполнения, наконец, органичный аккомпанемент Сергея Луговского - всё это покорило сердца жюри и слушателей. А воспитанник клуба самодеятельной песни "Гармония" Андрей Арзамасцев стал лауреатом детского конкурса.

Константин Игнатов также достойно представил родную Магнитку. Он вышел в третий тур в номинации "Автор" - а это немалый успех! - и провёл сольный концерт на сцене "Время колокольчиков".

Авторы и исполнители, впервые приезжающие на Грушинский, часто спрашивают:

- Победить практически нереально - так стоит ли участвовать в конкурсе?

Отвечу так: разумеется, да! В любом случае, это ценный опыт. Но не стоит забывать о том, что конкурс - не самоцель, а возможность представить своё творчество, выступить перед незнакомой аудиторией, услышать советы мэтров. Что же касается выступлений на камерных сценах фестиваля - непременно нужно участвовать в сборных программах в рамках свободного микрофона. И, конечно, петь у костров, где рождается подлинное песенное братство.

P.S.

В связи с проведением в Самаре в 2018 году матчей чемпионата мира по футболу юбилейный 45-й Грушинский фестиваль перенесён на 9-12 августа.

 
По теме
В Центральной детской библиотеке имени А.М. Горького прошла презентация юмористического клуба для подростков «Говорящий Пингвин: книги, юмор, зарисовки».
Сотрудники детской библиотеки № 19 пригласили известных челябинских поэтов Елену Сыч и Яниса Грантса, чтобы провести две увлекательные поэтические встречи с учениками школы № 116.
Пьяный миасец угнал трактор - Агентство новостей Доступ В Миассе росгвардейцы «по горячим следам» задержали подозреваемого в угоне трактора, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
Агентство новостей Доступ
23 марта ЮУГМУ приглашает будущих абитуриентов и их родителей познакомиться с Университетом и узнать особенности поступления в этом году  Мечтаешь стать врачом и погрузиться в мир медицины?
Управление образования г. Челябинск
Сообщи, где торгуют смертью. В Саткинском районе проходит Общероссийская акция - GovoritSatka.Ru Управление по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Челябинской области сообщает, что на территории региона проходит первый этап ежегодной Общероссийской акции «Сообщи, где торгуют смертью».
GovoritSatka.Ru
Студенческая игра - Копейский рабочий  18 марта в центральной городской библиотеке прошла квиз - игра, посвященная 10-летию вхождения Крыма в состав России.
Копейский рабочий