Экспериментальный "цирюльник"

Фото: magmetall.ru

Очередным спектаклем Barbiere di Siviglia порадовал магнитогорцев международный фестиваль "Вива опера!"

Да-да, не "Севильский цирюльник", а именно Barbiere di Siviglia: до настоящего фестиваля творение Джоаккино Россини исполнялось на русском языке. И это было прекрасно, ибо великолепен и сам перевод, и юмористические "примочки", найденные режиссёром и щедро добавленные исполнителями театра, - чего стоит только флаг хоккейного "Металлурга", появлявшийся в финале под неизменные аплодисменты публики.

Итак, специально к приезду итальянских певцов магнитогорская труппа разучивала партитуру Barbiere di Siviglia. В главных партиях - уже высоко оценённый в "Травиате" Чипанг Тхан - он исполняет Фигаро, ещё один баритон - Алессио Потестио, доктор Бартоло, сопрано Джулия де Блазис в образе Розины и Благой Нацоски в роли графа Альмавивы - ещё один "внеконкурсный" тенор, которого после инцидента с Роберто Креска в Магнитогорске ожидали, скажем прямо, с некоей насторожённостью. Однако с выходом на сцену Благого Нацоски зал облегчённо вздохнул: тенором он оказался прекрасным, хоть и немного тяжеловат на фиоритурах - вокальных опеваниях и украшениях, которыми традиционно изобилуют оперы Россини. Впрочем, певец сам это объяснил в беседе с журналистами: в Европе он считается исполнителем "моцартовским", и в операх Вольфганга Амадея тенор поёт преимущественно в среднем регистре, наиболее сильном у Благого Нацоски. Фиоритуры же Россини "пролетают" легче в верхнем регистре - и это уже второй эксперимент итальяноязычной версии "Севильского цирюльника" в Магнитогорске.

- Такой уж большой разницы в вокальной и технической стороне между Моцартом и Россини нет, - объясняет певец. - В опере-буфф у Моцарта поменьше вокальных украшений, композитор подводит пассаж к высокой ноте, тем самым подготавливая певца к перестроению голосового аппарата, а Россини сразу может "выдать" ноту на полторы октавы выше, это трудно, нужно моментально "включить" другие мышцы. И, скажу по секрету, мне, и как певцу, и как человеку, ближе именно моцартовские партии для теноров, прописанные с большей любовью, что ли... К примеру, граф Альмавива в "Севильском цирюльнике" обделён такими же красивыми ариями, какие имеют Розина и Фигаро - нет ни эффектных кульминаций, ни шикарных вокальных проведений. Возможно, потому что и сам персонаж здесь не так интересен - не многогранен и даже однозначен.

Для прочих участников постановки их роли также стали смелыми экспериментами: Джулия де Блазис, к примеру, сопрано драматическое, с голосом более фактурным, внушительным - тогда как от героини Россини требуется, скорее, колоратурное звучание. Сама же Джулия, по собственному признанию, девушка смешливая, обожающая юмор - потому роль Розины давно не даёт покоя её карьерным стремлениям. И, несмотря на блестящее владение голосовым инструментом, Розина показалась немного тяжеловесной  именно потому, что слишком много было в голосе "мяса". Немного скучноватым - опять же, ни в коем случае не преуменьшаю при этом профессионализма! - показался доктор Бартоло в исполнении Алессио Потестио. И это тоже легко объясняется: певец всю карьеру специализировался как баритон драматический, выступал в героических ролях и лишь недавно дал себе возможность попробовать сыграть комических персонажей, в том числе доктора Бартоло. Так что, можно сказать, набирается комического опыта, за помощь в чём очень благодарен магнитогорскому фестивалю "Вива опера-2018".

Наконец, главный экспериментатор - Чипанг Тхан, красивейший тембр баритона которого публика оценила в "Травиате", где певец исполнил роль Жермона. Чипангу всего 28 - для баритона практически детство, однако голос звучит не по годам зрело, мощно. Он поёт легко, изящно - но вот наступают моменты знаменитых россиниевских "скороговорок" - помните: "Браво-брависсимо-браво-брависсимо…" - и изящная лёгкость уступает место напряжённости, даже натужности, певец становится скованным в движениях, притом что пластика в целом далеко не самый сильный его конёк. На замечание певец не обижается - объясняет:

- В Китае, откуда я родом, нет даже понятия, что такое речитатив или скороговорка - там совсем другие речевые и музыкальные традиции, манеры, а значит, совсем другое строение голосового аппарата, поэтому роль Фигаро с его скороговорками учил особенно тяжело, дав себе обещание преодолеть чисто национальные особенности.

О, пожалуй, самой удачной находке "Вива оперы-2018" по многочисленным просьбам читателей "ММ" расскажу более подробно. Чипанг Тхан из Китая, его родители в прошлом оперные певцы, поэтому в доме молодого человека постоянно звучали оперы - в том числе "Севильский цирюльник". То ли из-за неудачно сложившейся карьеры, то ли по окончании певческого пути родители Чипанга сделались предпринимателями - открыли свой магазин.

Сам юноша о карьере певца даже не помышлял - мечтал стать баскетболистом.

Но однажды услышал Пласидо Доминго, восхваляемого всем миром. И подумал: я тоже так могу. Тем более, с баскетболом не срослось - несмотря на редкий для китайцев высокий рост, всё же его не хватило для профессиональной спортивной карьеры. И Чипанг стал петь, окончив две консерватории: китайскую в Шеньяне, после - в Милане. В Италии и остался строить карьеру. На прослушивании к "Вива опере-2018" Чипанг появился на третий, заключительный день, когда на роль Жермона уже был утверждён маститый испанский певец, которому давно обещали участие в фестивале. Но Чипанг был настолько ярок, что комиссия не смогла устоять перед его талантом и харизмой - визитной карточкой образа Фигаро. К тому же певец совершенно "добил" членов жюри исполнением знаменитой песни "Подмосковные вечера" на русском языке - а особенным предложением участникам гала-концерта как раз было исполнение русскоязычного репертуара.

- С детства слышал русские песни, мечтал побывать в вашей стране, может, в большей степени поэтому и пришёл на кастинг, - с улыбкой признаётся певец. - "Подмосковные вечера" услышал в блестящем исполнении Дмитрия Хворостовского, страстным поклонником которого являюсь, и подготовил для своего экзамена в консерватории. Экзамен давно сдан, а песня по сей день в моём репертуаре.

Так Чипанг стал участником сразу трёх проектов "Вива оперы-2018": "Травиата", "Севильский цирюльник" и гала-концерт, чему был несказанно рад. Познакомившись с декорациями и режиссёрской трактовкой "Севильского цирюльника" в Магнитогорске, приятно были удивлены и коллеги китайского тенора.

- Спектакль в Магнитогорске был очень красивым: костюмы, декорации привели нас в полный восторг, - говорит Джулия де Блазис. - Обычно в "Севильском цирюльнике" у меня что-то происходит: то ломается каблук, то сползает парик (смеётся). Здесь, кажется, всё получилось. Единственная сложность - невероятный темп нашего пребывания, если можно так сказать.

Обычно для погружения в спектакль, совместную работу с коллегами уходит месяц, здесь же график расписан по минутам.

Всё очень стремительно - нет времени расслабиться и полностью отдаться музыке, вхождению в роль, а ведь мы увиделись на этой сцене впервые. Но тем и прекрасна фестивальная работа.

- Да, график работы действительно впечатляющий, но, благодарю своих коллег, нам удалось стать единой командой, а в операх-буфф это невероятно важно, даже важнее, чем в эпических и драматических спектаклях, где каждый может "выехать" на собственной работе, - присоединяется Алессио Потестио. - Буффонада же предполагает "веселение" публики, и, чтобы публика "пошла" за тобой, нужно действовать вместе, быть на одном дыхании. Это удалось, во многом благодаря театру оперы и балета, в котором нас очень тепло встретили и окружили какой-то материнской заботой, дав возможность совсем не беспокоиться о бытовых мелочах и полностью отдаться работе.

- Очень приятно было то, что магнитогорский спектакль - постановочные моменты, костюмы, декорации, манера исполнения и оркестровой игры - полностью отвечает авторской задумке и либретто, - говорит Благой Нацоски. - К счастью, магнитогорский театр не поддался повальной моде "осовременивать" классические оперы, здесь бережно и с большим уважением отнеслись к произведению, при этом мы были поставлены в условия, когда, не выходя за рамки концепции, могли добавлять собственные находки для персонажей. Думаю, что у нас получилось.

Да, это правда. Спектакль получился зрелищным, ярким, вокально и актёрски состоятельным - тут уж не поспоришь. Единственное, чего не хватило, и это очень личное мнение… Не хватило лёгкости, искромётности и искристости, что ли. И дело не в том, что мало времени на подготовку, и не в, упаси боже, недостатках исполнителей. Просто в магнитогорской постановке, ещё с участием блестящего Никиты Федотова, в "Севильского цирюльника" игрались - с серьёзным певческим подходом, разумеется, но вот именно игрались. Итальянцы же оперу играли - где-то даже слишком серьёзно. И потому порой было скучновато. Но всё равно здорово, честное слово.

 
По теме
Миссия выполнима! Закрытие фестиваля «Вива опера» впервые состоялось в Магнитогорске и в Челябинске - Магнитогорский Рабочий     Фото: Елена СМИРНОВА Магнитогорск. Грандиозным завершением одного из главных музыкальных событий весны стал гала-концерт, накануне которого участники, ведущие солисты мировой оперы, встретились с прессой.
29.04.2018
Находки и казусы "Травиаты" - Магнитогорский металл Премьера оперы великого Верди в Магнитогорске прошла... неожиданно. После мощного старта - "Царской невесты" Римского-Корсакова - ожидания от очередного международного фестиваля оперного искусства "Вива опера!" были серьёзными,
23.04.2018
Царский состав "Царской невесты" - Магнитогорский металл Истинно русской оперой Николая Римского-Корсакова в Магнитогорске открылся XII международный фестиваль "Вива опера-2018".
18.04.2018
 
 
Поле чудес на книжных полках - Октябрьская искра Так необычно называлось мероприятие, которое организовали для детей работники центральной детской библиотеки.
18.08.2018
Трагедия произошла накануне днем в Щучанском районе Курганской области. По данным ГУ МЧС, водитель за рулем бензовоза МАЗ на трассе Иртыш в районе населенного пункта Медведское влетел в ехавшую впереди "Газель".
19.08.2018 MediaЗавод
  Криминальные сводки сегодня по-прежнему остаются самыми читаемыми. Если верить статистике, то в день в Саткинском районе совершается несколько преступлений и правонарушений самого разного характера.
17.08.2018 Саткинский рабочий
obzor.io Почему женщина хранила в садовом домике 850 тысяч рублей, не сообщается, известно лишь, что деньги исчезли.
17.08.2018 Газета Спектр
Лауреат литературной премии "Русский букер" писатель Владимир Шаров во время пресс-конференции в гостинице "Золотое кольцо", 2014 год. ФОТО Михаил Метцель/ТАСС - КП Челябинск Писатель, создавший альтернативную русскую историю, скончался в возрасте 66 лет Евгения КОРОБКОВА В возрасте 66 лет умер от рака писатель Владимир Шаров, наш российский Умберто Эко, создавший свою гигантскую русскую историю.
18.08.2018 КП Челябинск
Варвара Луговская покорила бардовский Олимп, став грушинским лауреатом. На Волге, под Самарой, состоялся 45-й Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина,
17.08.2018 Магнитогорский металл
Так необычно называлось мероприятие, которое организовали для детей работники центральной детской библиотеки.
18.08.2018 Октябрьская искра
Окончательно прояснилась "темная" история с кадрами, на которых якобы запечатлен игрок сборной России и одна из звезд ЧМ-2018 [видео] Евгений НЕСЫН @evgeniy_nesin На второй день после того,
18.08.2018 КП Челябинск
Южноуральские хоккейные клубы проводят благотворительную акцию. Сегодня в Челябинске состоятся решающие матчи Кубка губернатора по хоккею - финал и поединок за третье место.
17.08.2018 Магнитогорский металл