Ни дня без строчки: разговор с писателем

Ни дня без строчки: разговор с писателем
Фото: magmetall.ru

Взлёт Елены Бодровой в российской литературе получился стремительным.

Первая книга "Корабль на крыше" попала в лонг-лист сразу трёх престижных литературных премий - имени Сергея Михалкова, имени Владислава Крапивина и всероссийского литературного фестиваля "Русские рифмы". Четвёртый опыт участия в литературных конкурсах оказался ещё успешнее ? шорт-лист "Новой детской книги" издательства "Росмэн". Именно благодаря участию Елены в этом конкурсе и выходу в финал магнитогорцы и узнали о таланте своей землячки. Во время встречи с корреспондентом "Магнитогорского металла" выяснились и другие подробности её многогранного творчества.

Кладовая талантов

Елена Бодрова - музыкант и композитор. В 2018 году с красным дипломом окончила Магнитогорскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки, где училась на отделении композиции. И первые литературные пробы создавала как раз ради музыкального эксперимента. Точнее не первые: ведь она ещё в детстве писала рассказы и снимала фильмы. Но уже во взрослом возрасте её первой повестью стала история "Корабль на крыше", которая была задумана как сказка-мюзикл. И хотя работа над мюзиклом не завершена, после "Корабля"  - всего за один год - Елена написала ещё пять книг для детей и подростков: "Белая", "Перья", "Продавец счастья", "Сердце в клетку" и "Улыбка Пионы". "Белая" как раз и "выстрелила" на конкурсе "Новой детской книги".

-  Хотела создать литературную основу для мюзикла, так появился "Корабль на крыше". Мне понравилось, стала писать. Я очень быстро работаю, просто сажусь и пишу,  - смущённо признаётся Елена, уточняя, что многие почему-то уверены, что от высокой скорости непременно должно пострадать качество литературного материала.  - Могу до двух ночи писать. Одну книгу написала за 22 дня, другую  - за 28.

"Белую" Елена писала около полутора месяцев, одновременно работая над сказкой "Перья". Все свои книги она издала через издательский сервис Ridero крохотным тиражом. С собственными иллюстрациями.

Елена Бодрова ещё и прекрасный художник. В её альбомах целый мир: рисунки карандашами, фломастерами, даже пластилином. Для каждой книги  - свой стиль. В книгах не только авторские рисунки, но и стихи. А ещё вместе с братом она снимает любительские фильмы. И, конечно, пишет музыку.

-  Как-то сложилось, что я уже в садике лучше всех рисовала. Иллюстрация, графика, пластилиновые рисунки  - стараюсь разные стили использовать для разных книг. Просто не могу на чём-то одном сосредотачиваться. Без творчества хожу неприкаянная, потом начинаю книгу писать - и всё здорово.

История про одиночество

"Белая" оказалась в шорт-листе "Новой детской книги" в номинации "Для тех, кому за шесть". И вызвала в группе конкурса в соцсети бурное обсуждение, получив отзывы диаметрально противоположные. Одни обвинили автора в спекуляции на теме детской инвалидности. Другие с восторгом отзывались о важности затронутых в повести тем.

"Белая"  - история двенадцатилетнего мальчика Антона. Переболел гриппом, вирус дал осложнение, вызвав частичный паралич ноги. Антон ходит, хромая, и вспоминает, как играл с друзьями в футбол. В больнице в соседней палате оказывается особенная девочка Бэла. Ей уже 16 лет, но после полиомиелита её умственное развитие осталось на уровне десятилетнего ребенка. Бэла хочет общаться с Антоном, мальчика же такие приставания из-за стены поначалу очень раздражают.

Елена рассказала, что внимательно изучила "матчасть" при написании книги, консультировалась с медработниками.

-  Среди моих книг "Белая" стоит особняком. Это из личного опыта, не совсем про больницы. Когда пишу книги, обычно беру какой-то эмоционально насыщенный момент жизни, который хотела воплотить. Мне было девять лет, когда я лежала в больнице с гайморитом. В палату перевели пятнадцатилетнюю девушку. У неё были безжизненные глаза, она еле ходила, в основном лежала, отвернувшись к стене. Медсестра сказала, что эта девочка уже год мотается по больницам. Много лет я думала, что с ней стало, как сложилась её судьба. В "Белой" хотела рассказать историю о том, как встречаются два одиночества, два "чудика". И только завязывается у них общение, как один пропадает. Хотела передать ощущение пустоты и потери. Читая книгу, подросток может войти в эту ситуацию, испытать такие эмоции.

Ещё одна встреча из детства, нашедшая своё воплощение в книге, произошла, когда Елена с братом и бабушкой были в саду. На автобусной остановке встретили одного из пациентов психоневрологического интерната. Молодой парень подошёл и попросил у ребят наклейку от жевательной резинки - посмотреть.

-  Бабушка говорит: "Подарите ему", но мы не отдали. Потом я жалела об этом. Мне запало в душу - у человека вообще ничего нет, простая наклейка ему так интересна. Было его очень жалко. Только у моей Бэлы вместо наклейки - карандаш, который она прячет от медсестёр и рисует под кроватью.

Многие рецензенты отмечали, что в "Белой" были затронуты слишком сложные темы для детей от шести до десяти лет. Сама же Елена с этим не согласна, хотя и отмечает, что ориентировалась на верхнюю возрастную границу номинации.

-  Работая преподавателем, вижу разных детей, думаю, книга вполне доступна для восприятия десятилетнего ребёнка, - отметила она в интервью. - Получилось, что книга про несчастных людей, но это не было самоцелью. Хотела раскрыть тему одиночества.

От замысла до издательства

Как происходит создание книги? Возникает ли она в голове сразу от начала и до конца или постепенно отдельная сцена обрастает дальнейшим сюжетом? Елена говорит, что бывает и так, и так. Например, основу "Белой" заложили придуманная писательницей идея переговоров через розетку и финальная сцена книги. Потом появились Антон, Бэла, родители и остальные герои. А бывает, что весь сюжет приходит в голову целиком, как, например, в книге "Диодэльфа", над которой Елена работает сейчас.

В "Корабле на крыше" главный герой - шведский мальчик Ское, в руки которому попадает сказочная книга и он решает поставить по ней мюзикл. Такой сюжетный приём "сказка в сказке" у Елены Бодровой прячется и в других книгах. Например, в ироничной повести о любви пятидесятилетней уборщицы к семнадцатилетнему парню "Сердце в клетку" героиня читает детскую книгу Ульфа Старка "Дважды чемпион". Идея "Сердца в клетку" пришла Елене в кино - она смотрела фильм, в котором герой был значительно старше героини. Но писательница решила перевернуть историю и сделала наоборот.

-  Это полностью импровизированная книга, была только идея, что взрослая женщина влюбляется в подростка. Я стала писать и даже не знала, о чём там будет. Потом появился листок с сердцем, который постоянно возвращался к герою в почтовый ящик.

Говоря о своём творчестве, Елена отмечает, что процесс создания книг обладает целительной силой.

-  Когда что-то написал, нарисовал, становится легче, проще жить. Читателю, если у него есть такие же проблемы, это тоже должно помочь. Я никогда не ассоциирую себя с героями, просто "влезаю" в их шкуру, начинаю вместе с ними падать с кровати, хромать. Просто всё это очень живо представляю. Наверное, чтобы писать для подростков, автор должен сам в душе оставаться ребенком.

Если книга уже написана, наступает сложный этап - найти для неё издателя. Елена решила, что лучше всего это делать через литературные конкурсы.

-  Мне интересно участвовать в конкурсах. В 2017 году попала в три длинных списка. Меня это вдохновило. Конкурсы - самый простой путь и сложный одновременно. Ещё один путь к издателю  -  публикации в журналах.

Чтобы совершенствовать литературное мастерство, существует также масса писательских форумов. За год Елена побывала на нескольких выездных площадках для мастеров слова: в творческой секции форума "Утро", на литературном форуме "Таврида", форумах "Русские рифмы", "Россия - страна возможностей".

Секреты писательского мастерства

Чтобы писать книги, одного вдохновения недостаточно - надо работать постоянно. У нашей героини уже выстроился чёткий распорядок: утром она редактирует, пишет во второй половине дня. В день в среднем создает 6-7 страниц.

-  Всё делаю за два дня: и музыку пишу, и текст,  - объясняет Елена. - Вечером текст пишется, потом проверяется и корректируется. С музыкой также: вечером накидываю мелодию и гармонии, а с утра уже делаю аранжировку.

Один из её советов начинающим авторам - отключить внутреннего критика и отделить написание текста от редактуры.

-  Не люблю, когда говорят: "Писать  - это трудно". Прочитай десять томов чего-нибудь, только потом садись и пиши. Практика должна идти одновременно с теорией. Нужно избавиться от внутреннего критика, поначалу он сильно мешает. Просто сидишь и пишешь. Потом можно завести ритуалы: определённую музыку, которая настраивает на творческую волну. Есть книга "Литературный марафон: как написать книгу за 30 дней", там об этом и говорится: нужно просто садиться, писать и не бояться. Творческий процесс делится на две фазы: сначала пишешь, а потом подключаешь "внутреннего критика" и редактируешь. Так что главный совет - не боятся и писать на темы, которые тебе интересны.

Разумеется, без "теории" тоже не обойтись. Невозможно писать книги, не читая. К счастью, в детской литературе в последнее десятилетие отмечается настоящий бум. Целый ряд конкурсов призван выявить из графоманского самотёка творческие бриллианты. И делает это с большим успехом: ежегодно читатели открывают несколько новых имён. Так что родители могут не "зацикливаться" на Драгунском, Линдгрен, Крапивине и других классиках детской литературы, а вместе с детьми знакомится с современными авторами.

Елена Бодрова в числе любимых писателей называет Марию Парр, Ларса Соби Кристенсена, из русских авторов - Анатолия Мариенгофа, Альберта Лиханова, Андрея Платонова, Анатолия Алексина, Анатолия Рыбакова, Сергея Абрамова, Георгия Садовникова. В то же время говорит, что в последнее время читает исключительно современных авторов:

- Читала Сэлинджера в 18 лет, а теперь читаю Марию Парр, которая пишет для детей. Луиса Сашара, Викторию Ледерман. Читаю стихи для оттачивания стиля, стихи - это концентрированная образность.

Сейчас, в ожидании итогов конкурса, Елена работает сразу над двумя книгами: продолжением книги-мюзикла "Корабль на крыше" о мальчике Ское и ещё над одной музыкальной сказкой "Диодэльфа". Победители конкурса "Новая детская книга" будут объявлены в сентябре.

 

 
По теме
17-летний челябинец ответит перед судом за попытку распространения наркотиков Дарья МАРКОВА Скоро парня будут судить Фото: Светлана МАКОВЕЕВА 17-летний челябинец решил заработать нелегальным способом.
По итогам марта 2024 года сотрудники подразделений по контролю за оборотом наркотиков областного Главка и территориальных органов МВД России по Челябинской области выявили и прекратили деятельность восьми наркопритонов.
В Челябинской области минивэн с пассажирами врезался в грузовик Елена КОЛЧИНА Фото: УГИБДД Челябинской области Под Южноуральском 29 марта столкнулись минивэн Toyota Alphard и грузовой ГАЗ.
Приглашаем на осмотр - Кизильский вестник Заболеваемость и смертность от туберкулёза в районе повысились. Смертность от этого заболевания остаётся высокой, так как больные обращаются в больницу уже с запущенными формами туберкулёза,
Кизильский вестник
В южноуральском ЗАТО открыли уникальный диагностический центр - Южноуральская панорама В конце марта здесь провели первые диагностические исследования. В Озерске на базе клинической больницы № 71 открылось новое отделение рентген-хирургических методов диагностики и лечения.
Южноуральская панорама
А номинаций пять - Кизильский вестник Цель подобных конкурсов – сохранять, укреплять и продвигать традиционные семейные ценности.
Кизильский вестник
«Добрых книжек хоровод» - ЦБС Верхнеуфалейского городского округа Каждый год в дни весенних школьных каникул во всех библиотеках страны проходит Неделя детской книги - этот праздник детей и взрослых, праздник всех, кто влюблён в книгу.
ЦБС Верхнеуфалейского городского округа
Накануне посевной - Кизильский вестник Сегодня сотрудники «СХП Яик» заняты в основном ремонтом спецтехники. Хозяйство «СХП Яик» опирается в своей работе на опыт, квалифицированные кадры и передовые технологии.
Кизильский вестник