Фото: Магнитогорский рабочий
Магнитогорск. Для ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата одинаково важны и лечебная работа, и качество образования – оба показателя в интернате на высоте.
Летописцы двадцатого векаЕсть в школьном музее, возрожденном несколько лет назад педагогом-библиотекарем Натальей Макаровой , «Летопись» учреждения. Наталья Петровна, вооружившись этим достойным уважения документом, стала для нас проводником в прошлое замечательной школы, отмечающей в эти дни 60-летие.
Датой создания учреждения «Летопись» называет 16 декабря 1957 года. Оно было среди первенцев системы интернатов для детей, чьих родителей лишили родительских прав, там же проживали и ребята из малообеспеченных семей. Школа стала домом для юных магнитогорцев и иногородних детей. Все они находились на гособеспечении – в интернате их кормили, обучали и одевали. На фото самого первого набора видим ребят в форме, похожей на гимназическую одежду юного Володи Ульянова…
Известно, что среди первых педагогов была преподаватель швейного дела Вера Шевлякова, ученицы которой шили для всей школы платья, фартуки, рубашки, блузки и юбки, шторы, пионерские пилотки, форменные воротнички, простыни, пододеяльники...
Первый учитель биологии Александра Теребилова тоже учила ребят важным практическим навыкам: организовала работу школьного приусадебного хозяйства с фруктовым садом и тепличным хозяйством, превратила кабинет биологии в живую лабораторию. А первый учитель рисования и черчения Василий Казаков, ветеран войны, через много лет передал в дар школе свою картину «Коля+Оля», написанную с ее учеников, – это была его дипломная работа выпускника Репинской академии художеств.
Легендой школы стала учитель математики Раиса Звягина , преподававшая в школе-интернате почти полвека. Супруг Раисы Львовны преподаватель физкультуры Леонид Звягин был в числе тех, кто открывал школу. В музее интерната хранятся журналы увлекательных туристических экспедиций, проходивших под его руководством. Дети, отправляясь в многодневные походы по Уралу, собирали гербарии, составляли топографические карты, экономические характеристики районов, вели метеонаблюдения, встречались с интересными людьми. В группе заранее распределяли обязанности: были свой костровой, повар, санитар, корреспондент, метеоролог, завхоз. По следам путешествий выпускали газету «Юный турист». Однажды воспитанники интерната прошли по партизанским маршрутам Южного Урала времен Гражданской войны.
В школе работало множество спортивных секций и коллективов по интересам, включая кукольный театр, костюмерный цех, духовой оркестр, игравший на городских площадках, фотокружок, силами ребят и педагогов создавался краеведческий музей. Публиковали журнал детского творчества «Огонек» с лучшими рассказами и стихами, методический журнал педагогов «Звездочка».
Помнят в школе директора Геннадия Ванюткина : в 1960-х годах он был инициатором создания в учреждении «Книги почета», в которую попадали портреты и биографии лучших учеников и активистов общественной работы, а также учредил нагрудный значок «Отличный воспитанник школы». В учреждении тогда царило самоуправление, старшие ребята шефствовали над малышами.
Из «Летописи» узнаем и о том, что зимой 1960 года в Магнитогорск приехала группа немецких кинематографистов, снимавших фильм «Русское чудо», премьера которого состоялась в 1963 году в Кремлевском Дворце съездов. Съемки проходили и в интернате, ребята рассказывали иностранцам о своей жизни, показывали классы и жилой корпус. А в 1961 году в школе состоялся первый выпуск десятиклассников. На комсомольском собрании эти ребята решили всем классом ехать на освоение целины.
«Лечебная эра»Новая эпоха в жизни школы-интерната №2 началась около полувека назад. В 1969 году увидело свет решение Магнитогорского исполкома о переименовании учреждения в «школу-интернат для детей, больных сколиозом».
В школьной программе появились новые предметы – лечебная физкультура, плавание, призванные сформировать развитый мышечный корсет у ребятишек с искривлением позвоночника, в штат учреждения вошли медицинские работники, инструкторы ЛФК, в распорядок дня – лечебные процедуры. Первым врачом-ортопедом была Раиса Недорезова .
Основой лечебного процесса стал ортопедический режим, который помогал ребятам разгрузить позвоночник: это школьные занятия в положении лежа, сон в гипсовых кроватках, ношение корсетов.
При смене профиля учреждения сохранили его лучшие традиции. Одним из новых починов дружного коллектива стал клуб интересных встреч, гостями которого были ветераны труда и войны, известные магнитогорские поэты, спортсмены, артисты. В конце 1970-х годов школа стала победителем социалистического соревнования, объявленного в честь 50-летия города – тогда коллективу присвоили имя 50-летия Магнитогорска, внесли его в «Книгу почета» Магнитки и вручили школе переходящее Красное знамя горкома партии и комсомола.
Большие перемены происходили в восьмидесятых-девяностых годах прошлого века. Обновляли мебель, оборудование. Предметом гордости стали установка для показа широкоформатного кино и приборы из области новых медицинских технологий.
В лечебной работе учреждения тогда без преувеличения был совершен научный прорыв. Остались в прошлом знаменитые гипсовые кроватки, по которым узнавали в трамваях воспитанников интерната, ехавших на учебу после выходных. В этих «прокрустовых ложах» ребятам приходилось ночевать по много лет. На смену пришли корсеты Шено, которые стали применять в тяжелых случаях сколиоза, а также кровати с твердым основанием, ими до сего дня оборудованы спальные помещения. В арсенале школы и ортопедические парты с коленным упором.
Большая заслуга во внедрении новых методов обследования и лечения воспитанников интерната принадлежит Николаю Сконникову , возглавившему учреждение в 1990 году, и врачу-ортопеду Николаю Кустову .
Передовые нововведения позволили учреждению принять участие в международной конгресс-выставке «Образование-98», IV Международной выставке «Школа-2000», проходивших в столице, многих всероссийских научных форумах.
Школа-интернат делилась, в частности, опытом безрентгеновской диагностики и лечения методами биомеханической терапии. Для оздоровления ребят, страдающих сколиозом, тогда стали применять космические технологии – методики, апробированные при подготовке космонавтов к условиям длительных полетов, были внедрены совместно Самарским аэрокосмическим университетом.
Равнение на лучшихНовое тысячелетие стало для школы-интерната №2 временем испытаний. Но вопреки всему учреждение лечебного профиля, каких немного осталось в России, не только выжило, но и продолжает свои лучшие традиции – в этом большая заслуга нынешнего руководителя школы-интерната №2 почетного работника общего образования Ирины Шакиной, возглавляющей коллектив с 2002 года. Как и прежде, наряду с проведением уникальной лечебной работы здесь дают качественное образование – подавляющее большинство выпускников поступают в лучшие вузы России. Серьезно работает научное общество учащихся, доля победителей и призеров конкурсов для одаренных детей стабильно одна из самых высоких в городе.
В школе помнят и гордятся педагогами, задавшими некогда высокую планку. Большой стенд школьного музея представляет ветеранов – обладателей званий «Отличник народного просвещения», «Почетный работник общего образования», «Заслуженный учитель». Это бывшие директор Валентина Авраменко , заместитель директора Римма Игнатьева , воспитатель Евгения Богословская , учитель математики Евгения Касалинская и многие другие.
Среди ныне работающих также немало обладателей почетных званий и победителей профессиональных конкурсов, лауреаты престижных премий и грантов. Например, стены школы украшают работы лучших воспитанников обладателя гранта президента РФ, победителя конкурса лучших учителей РФ, преподавателя изобразительного искусства Ларисы Зайцевой . Ансамбли под руководством обладателя премии губернатора Галины Бирюковой «Рондо», «Ложкари», «Звонница», «Свирели» известны далеко за пределами Челябинской области.
Не случайно детская организация школы-интерната №2 называется «Друзья». Находясь здесь, понимаешь: это человеческое качество – главное в отношениях ребят со сверстниками, преподавателями, воспитателями. О том, что такое настоящая дружба, они знают по примерам из жизни воспитанников прошлых лет, которыми гордится школа. Среди них Борис Подлипьян , знаменитый сибирский джазмен, Рамиля Байрамова , возглавлявшая управление культуры Кунашакского района Челябинской области, бывший главврач одной из районных больниц Тверской области Людмила Засурцева и многие другие.
Из числа выпускников школы и заместитель директора по лечебной части школы-интерната №2 врач-ортопед Лариса Гончар , учитель начальных классов Марина Краснова , в прошлом – обладательница значка «Отличный воспитанник школы». Жизненные истории выпускников школы наглядно свидетельствуют, какой результат приносят любовь и забота, которыми окружены в школе ребята. И тут уж диагноз бессилен!
Елена КУКЛИНА / Служба новостей «МР» ©