Повышением цен на проезд в маршрутных такси Магнитогорска заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба. Не удивительно: стоимость выросла сразу на 25%. Повысили тарифы пока только на 20-ти маршрутах, но как показывает опыт, это только начало. Сопоставимы ли цена и качество и чего ждать дальше — выяснял Игорь Болонин.
В последние дни зимы вместе с температурой за окном выросла цена проезда в маршрутках: с 20-ти сразу до 25-ти рублей. Как говорят в Одессе — это больно.
— Каждый что хочет — то и воротит. С этими проездами уже достали!
— Это кажется, что мало, а кто живёт с копейки, это немало — это правда, ребята, дорого!
— Ужасно! Сейчас надо ездить в сады, и очень многие люди ездят на маршрутках.
— Это безобразие! — едины магнитогорцы.
Владельцы маршруток поясняют, повышение цен экономически обоснованно: горючее и запчасти дорожают, но от комментариев воздерживаются.
— С удовольствием бы дал, но мне это вылезет в 70 тысяч, я вам объяснял ситуацию. У нас администрация уже заявление в УФАС вчера готовила. Как бы, все мы туда едем за картельный сговор, — отметил по телефону руководитель компании-перевозчика
Не удивительно: если сравнить — тот же бензин и газ подорожали только на 50 копеек. При этом в феврале сотрудники магнитогорской Госавтоинспекции выявили сразу 240 фактов технической неисправности маршрутных такси, при которых эксплуатировать транспортное средство категорически запрещается. Вопрос — есть ли разница и зачем платить больше?
— В настоящее время гражданам хотелось бы пожелать, чтобы они воспользовались электротранспортом, там тарифы такие же остались. Администрация не собирается их повышать, они регулируемые — 20 рублей. Также у нас остались два автобусных маршрута: № 4 и № 59, — говорит Нафис Фаттахов, начальник управления инженерного обеспечения, транспорта и связи.
А было в три раза больше. Муниципальное автобусное предприятие на днях признали нерентабельным, второй раз за последние 6 лет. Предприятие не смогло выиграть конкурс и проиграло конкуренцию частникам на четырёх маршрутах. Под угрозой увольнения оказались 150 человек: водителей и кондукторов. На экстренном внеочередном собрании руководство заверило — никто без работы не останется. А водители предлагают решение:
— Каждая маршрутка в день 2 тысячи примерно зарабатывает. Вот просто 1,5 тысячи маршруток на 2 тысячи умножить: если бы у нас малые автобусы закупили — это всё пошло бы в бюджет.
Администрация Магнитогорска уже направила обращение в Федеральную антимонопольную службу и другие компетентные органы.
— Перевозчики действительно могут самостоятельно устанавливать данные цены, однако антимонопольная служба проверит действия перевозчиков на предмет наличия согласованных действий по повышению цен на проезд в маршрутных такси, — комментирует Наталья Мартынюк, пресс-секретарь УФАС по Челябинской области.
Крупные штрафы перевозчиков пугают, но как показало предыдущее повышение цен, не настолько, чтобы отказаться от барышей. Получается, что все издержки и санкции с лихвой окупятся деньгами из кармана пассажиров.
Мы проанализировали цены в других городах и регионах. В Уральском округе дороже всего проезд в маршрутке обходится жителю Екатеринбурга — 28 рублей, в Кургане и Оренбурге стоимость ниже — 22 рубля. На Южном Урале с учётом последнего повышения Магнитогорск вырвался в лидеры по этому показателю, в областном центре цена проезда — 20 рублей, в Златоусте и Миассе — 18 рублей.